Проблемная ситуация: Государственное предприятие,
занимающееся организацией концертов, гастролей и т.п., просит разъяснить:
1. Какой порядок существует при
налогообложении компенсационных выплат, связанных со служебными командировками?
2. В контракте, заключенном нашим
предприятием с иностранным юридическим лицом, содержится указание о выплате
части оговоренной в контракте суммы представителям данного юридического лица.
Правильно ли мы понимаем, что такого рода выплаты входят в сумму, принадлежащую
иностранному юридическому лицу, и с нее не должен взыскиваться подоходный
налог?
3. Подлежат ли обложению подоходным
налогом суммы возмещения за проезд, проживание и питание иностранных артистов,
если указанные платежи производятся на основании контрактов с иностранными
юридическими лицами?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 сентября 1997 г. N 04-04-06
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, сообщает следующее.
1. Действующим
законодательством о подоходном налогообложении установлен льготный режим
налогообложения компенсационных выплат в связи со служебными командировками в
случае, если указанные поездки соответствуют критериям, установленным КЗоТ Российской
Федерации и Инструкцией от 7 апреля 1988 г. N 62 "О служебных
командировках в пределах СССР" (издана на основании Постановления Совмина
СССР от 18 марта 1988 г. N 351).
В соответствии с пп."д" п.1 ст.3 Закона Российской Федерации от 7
декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" при
оплате работникам расходов на краткосрочные командировки как внутри страны, так
и за ее пределы в облагаемый налогом доход не включаются суточные в пределах
норм, установленных законодательством, а также фактически произведенные и
документально подтвержденные целевые расходы на проезд до
места назначения и обратно, сбор за услуги аэропортов, страховые и комиссионные
сборы, расходы на проезд на аэродром или вокзал в местах отправления,
назначения или пересадок (кроме проезда на такси), на провоз багажа, расходы по
найму жилого помещения, получению заграничного паспорта и виз, прописке
заграничного паспорта, а также по обмену чека в банке на наличную иностранную
валюту.
В иных случаях, не предусмотренных названным
Законом, выплаты, связанные с поездкой в другую местность, следует облагать
подоходным налогом в установленном порядке.
2. В соответствии с
Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"
объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный
в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в
Российской Федерации - от источников в Российской Федерации и за ее пределами,
у физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами в Российской Федерации -
от источников в Российской Федерации. Согласно п.1 ст.11 Закона
Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" обязанности налогоплательщика возникают
при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным
законодательными актами.
По нашему мнению, удержание подоходного
налога в случае расчета наличными денежными средствами между юридическими
лицами производиться не должно.
3. В соответствии с пп."д" п.6 ст.3 Закона Российской Федерации "О
подоходном налоге с физических лиц" совокупный доход, полученный
физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы
документально подтвержденных физическими лицами (кроме лиц, не имеющих
постоянного места жительства в Российской Федерации) расходов, непосредственно
связанных с извлечением дохода от выполнения ими работ по гражданско-правовым
договорам.
По нашему мнению,
суммы возмещения за проезд, проживание и питание иностранных артистов (т.е.
лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации) будут
рассматриваться как доход указанных лиц из источников в Российской Федерации и
подлежать налогообложению в соответствии с действующим российским
законодательством, если международными договорами, одной из сторон которых
является Российская Федерация, не предусмотрено иное.
23.09.97 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ