Проблемная ситуация: Рекламные агентства, выступая
комиссионерами (агентами, поверенными), размещают рекламу своих заказчиков в
региональных средствах массовой информации (СМИ). Региональные СМИ согласно
местному налоговому законодательству, помимо стоимости собственно услуг по
размещению рекламы, включают в счета также и налог на рекламу. За счет какого источника рекламным агентствам - посредникам
производить начисление (уплату) местного (регионального) налога на рекламу,
учитывая тот факт, что рекламодатели в Москве являются самостоятельными
плательщиками указанного налога и, соответственно, не возмещают рекламным
агентствам местные (региональные) налоги, сборы?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 сентября 1997 г. N 04-05-17/135
Департамент налоговой политики по
согласованию с Управлением по налоговому законодательству и взаимодействию с
законодательными органами Госналогслужбы России рассмотрел Ваше письмо о
порядке уплаты налога на рекламу и сообщает.
Исходя из положений пп."з" п.1 ст.21 Закона Российской Федерации от 27
декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации", налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица,
рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 процентов стоимости
услуг по рекламе. В соответствии с п.5 указанной статьи расходы по уплате
налога на рекламу относятся на финансовые результаты деятельности предприятий.
Таким образом, плательщиками налога на
рекламу являются юридические и физические лица - рекламодатели, уплачивающие
данный налог в местный бюджет по месту своей регистрации и постановки на
налоговый учет (а не по месту размещения рекламы) исходя из фактически
понесенных ими затрат по оплате стоимости рекламных услуг. Следовательно,
решение органа местного самоуправления о введении налога на рекламу,
предусматривающее уплату этого налога предприятиями (организациями) -
рекламодателями, находящимися вне пределов территории, на которой указанный
орган осуществляет местное самоуправление, противоречит пп."з" п.1 ст.21 вышеуказанного Закона.
Изготовители и распространители рекламы
не являются плательщиками данного налога, за исключением случаев, когда
рекламодателем, а также изготовителем и распространителем рекламы является одно
и то же лицо, производящее весь комплекс работ и мероприятий, связанных с
доведением рекламной информации до ее потребителей, самостоятельно.
В случаях, когда по
месту регистрации юридических и физических лиц - рекламодателей и постановки их
на налоговый учет установлен централизованный порядок уплаты этого налога через
средства массовой информации или рекламные агентства, также зарегистрированные
на данной территории (что, в частности, было рекомендовано в Примерных
положениях по отдельным видам местных налогов и сборов, доведенных совместным Письмом
Верховного Совета РФ от 01.06.93 N 5.1/756, Минфина России и Госналогслужбы России от 31.05.93 N 04-05-19,
ВГ-6-04/189), указанные организации при получении средств от рекламодателей
(налогоплательщиков) перечисляют в бюджет полученные суммы налога на рекламу в
установленные органом местного самоуправления сроки.
При этом обязанность по уплате налога на
рекламу рекламодателям прекращается с момента поступления сумм перечисленного
им налога на счет организации, осуществляющей в соответствии с решением органа
местного самоуправления расчеты по налогу на рекламу в централизованном
порядке. С момента поступления сумм налога на счет указанной организации у нее
возникает обязанность по полному и своевременному перечислению поступивших сумм
налога на рекламу в бюджет в порядке и сроки, установленные положением о
порядке уплаты налога на рекламу на данной территории.
25.09.97 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ