Проблемная ситуация: Просим рассмотреть следующие
предложения, направленные на урегулирование отдельных вопросов налогообложения
операций, совершаемых коммерческими банками с валютными ценностями.
1. Внести дополнения в Положение "Об
особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль
банками и другими кредитными учреждениями", утвержденное Постановлением
Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, уточняющие порядок
определения налогооблагаемой базы при совершении кредитными организациями
операций с драгоценными металлами.
2. При исчислении кредитными
организациями налога на пользователей автомобильных дорог и налога на
содержание жилищного фонда не включать в объект налогообложения доходы,
образовавшиеся при покупке (продаже) валюты и драгоценных металлов по цене ниже
(выше) цены, устанавливаемой для целей бухгалтерского учета.
3. В проекте Налогового кодекса
предусмотреть освобождение от НДС оборотов по реализации драгоценных металлов
кредитными организациями, если контрагентом по сделке является Центральный
банк, Гохран России или уполномоченный на операции с драгоценными металлами
банк, а также юридическое или физическое лицо, приобретающее драгоценные металлы
без изъятия их из хранилища банка.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 октября 1997 г. N 04-07-03
В Министерстве финансов Российской
Федерации рассмотрены Ваши предложения, направленные на урегулирование
отдельных вопросов налогообложения операций, совершаемых коммерческими банками
с валютными ценностями, и сообщается следующее.
Порядок формирования налогооблагаемой
базы для расчета налога на прибыль коммерческих банков определен Положением
"Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на
прибыль банками и другими кредитными учреждениями", утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490.
Так как
действующими законодательными и нормативными актами, устанавливающими порядок
учета при налогообложении доходов и расходов налогоплательщиков при совершении
различных операций, связанных с предпринимательской деятельностью, не определен
режим учета при налогообложении затрат коммерческих банков от совершения
операций на рынке с драгоценными металлами, то указанный вопрос может быть
решен только посредством внесения изменений в Положение "Об особенностях
определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями".
Проект Положения, разработанный
Государственной налоговой службой Российской Федерации, неоднократно
рассматривался на совместных совещаниях с участием представителей Центрального
банка Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации. На
затраты банка предусмотрено отнесение отрицательной разницы от переоценки. В
настоящее время уточненный вариант проекта Положения представлен
Государственной налоговой службой Российской Федерации на рассмотрение и
согласование в Министерство финансов Российской Федерации.
Предложение об
изменении порядка определения налогооблагаемой базы для банков и других
кредитных организаций при совершении ими операций с драгоценными металлами при
исчислении и уплате налога на пользователей автомобильных дорог рассматривается
при подготовке Изменений и дополнений N 7 Инструкции Государственной налоговой
службы от 15 мая 1995 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов,
поступающих в дорожные фонды".
Вместе с тем
Министерство финансов Российской Федерации не может согласиться с предложением
об исключении из налоговой базы положительной разницы между ценой приобретения
и ценой принятия на баланс валюты и других валютных ценностей, поскольку
указанная разница должна рассматриваться как материальная выгода, полученная в
результате совершения сделки с валютными ценностями по цене, отличной от той,
по которой эти ценности принимаются на баланс в результате совершения сделки.
Поскольку налог на содержание жилищного
фонда и объектов социально-культурной сферы относится к местным налогам и порядок налогообложения устанавливается органами
власти субъектов Российской Федерации, Министерство финансов Российской
Федерации имеет право только предложить на рассмотрение свое мнение по вопросам
определения базы для исчисления налога. Выработанное решение по
определению налогооблагаемой базы при расчете налога на пользователей
автомобильных дорог при совершении коммерческими банками операций с
драгоценными металлами может быть рассмотрено органами власти субъектов
Российской Федерации как рекомендация Государственной налоговой службы
Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации по
определению базы по налогу на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы.
По вопросу
уточнения в Налоговом кодексе базы для исчисления налога на добавленную
стоимость по банкам сообщаем
следующее.
В проекте Налогового кодекса
предусмотрено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость оборотов с
драгоценными камнями и металлами в случае, если контрагентом по сделке является
Центральный банк Российской Федерации или Гохран России, т.е. осуществлена
реализация в собственность государства.
Проект Налогового кодекса, направленный
Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, был принят в первом
чтении 19 июня 1997 г. После этой даты предложения по внесению изменений в
Налоговый кодекс могут рассматриваться в рамках работы комитетов Думы.
02.10.97 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ