Проблемная ситуация: Банк открыл несколько
представительств за рубежом. Сотрудники представительств не выполняют
конкретных банковских операций, в то же время их работа по развитию
сотрудничества банка с иностранными банками способствует защите интересов банка
в процессе осуществления банковской деятельности. Может ли банк относить
документально подтвержденные расходы, связанные с содержанием представительств
(арендная плата, оплата телефонных разговоров и коммунальных услуг, покупка
канцелярских принадлежностей, выплата зарплаты), на себестоимость банковских
услуг?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 октября 1997 г. N 04-07-03
В Министерстве финансов Российской
Федерации рассмотрен Ваш запрос по вопросу отражения коммерческими банками
затрат, связанных с содержанием зарубежных представительств, и сообщается
следующее.
Порядок формирования налогооблагаемой
базы для расчета налога на прибыль коммерческих банков определен Положением
"Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на
прибыль банками и другими кредитными учреждениями", утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490.
В соответствии с Законом Российской
Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий
и организаций" налоговая база коммерческих банков определяется по каждому
налогоплательщику самостоятельно исходя из полученных им доходов от банковской
деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности.
Отнесение на затраты банка, уменьшающие
налоговую базу при исчислении налога на прибыль, расходов по содержанию
филиалов и представительств действующим порядком не предусматривается.
Исходя из
содержания Вашего письма представительство не ведет активную экономическую деятельность, создано для налаживания
контактов банка с возможными зарубежными партнерами, для расширения сферы
деятельности банка.
Вопросы организации делового
сотрудничества банка с возможными клиентами для расширения
рынка банковских услуг в соответствии с имеющимися ограничениями по учету
расходов при налогообложении решаются через такие каналы, как прием делегаций
самим банком и направление сотрудников в соответствующие командировки.
Представительские расходы и командировочные расходы в соответствии с
действующим порядком в пределах норм могут быть отнесены на затраты банка.
Исходя из сказанного расходы на
содержание представительств, по нашему мнению, не должны уменьшать
налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль, полученную банком от
проведения банковских операций и сделок.
Вместе с тем следует иметь в виду
следующее.
Созданные российскими предприятиями
представительства являются налогоплательщиками по российскому законодательству
по доходам, полученным ими от осуществления коммерческой деятельности.
Если представительство, созданное
российским предприятием, расположено за пределами Российской Федерации, то
указанное представительство должно быть поставлено на налоговый учет в стране
местонахождения и нести налоговую нагрузку по законодательству этой страны.
Доходы, полученные представительством, учитываются юридическим лицом в составе
внереализационных доходов и подлежат налогообложению в общем порядке. При этом, если у Российской Федерации заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то уплаченные представительством
за рубежом налоги в соответствии с условиями соглашения могут быть засчитаны в
уменьшение налоговых обязательств банка в Российской Федерации.
06.10.97 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ