Проблемная ситуация: Предлагаем внести следующие
изменения в законодательство, касающиеся исчисления и уплаты пеней
организациями, в том числе банками.
1. Установить единую для всех юридических
лиц санкцию за просрочку платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
2. Исключить ситуации, когда сумма пени
несоразмерна совершенному правонарушению.
3. Освободить предприятия, в том числе
банки, от уплаты пеней, начисленных в 1994-96 гг.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 октября 1997 г. N 04-01-10
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело Ваше письмо, поступившее из Аппарата Правительства
Российской Федерации, и сообщает следующее.
Изменение
действующего в настоящее время налогового законодательства считаем
нецелесообразным в связи с принятием Государственной Думой в первом чтении
Налогового кодекса Российской Федерации, который сделает налоговую систему
более равномерной и справедливой. Налоговый
кодекс вобрал в себя имеющееся гражданское, банковское и иное хозяйственное
законодательство, что позволит разрешить постоянно возникающие сегодня коллизии
между применением налоговых и иных законов. Кроме того, унифицируется и серьезно
снижается размер санкций за налоговые нарушения, предусматриваются условия для
смягчения норм финансовой ответственности.
Так, в соответствии с проектом Налогового
кодекса Российской Федерации, принятым в первом чтении, пени за каждый день
просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога (сбора).
Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в это время ставки
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, если налог (сбор)
уплачивается в российской валюте.
Процентная ставка пеней принимается
равной 0,1 процента, если налог (сбор) уплачивается в иностранной валюте. При
этом пени уплачиваются в той же иностранной валюте.
Причем сумма соответствующих пеней
уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (сбора) и независимо от
применения других мер обеспечения исполнения налогового обязательства, а также
мер ответственности за налоговое правонарушение.
Что касается
сегодняшней ситуации с начислением и взысканием пени, то в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации N 685 от 08.05.96 по всем без исключения
организациям - должникам бюджета была "заморожена" имеющаяся у них на
20 мая 1996 г. задолженность по пене за просрочку уплаты налоговых платежей и
которая до настоящего времени не взыскивается. Этим же Указом снижен размер пени, взыскиваемой с банка или кредитной
организации в случае неисполнения (задержки исполнения) платежного поручения
налогоплательщика, с 0,7 процента неуплаченной суммы налога за каждый день
просрочки до 0,2 процента.
Кроме того, в целях
урегулирования проблемы задолженности организаций по платежам в федеральный
бюджет по состоянию на 1 января 1997 г. и в соответствии со ст.69 Федерального
закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год"
Правительством Российской Федерации принято Постановление N 254 от 05.03.97
"Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по
платежам в федеральный бюджет" и т.п.
09.10.97 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ