Проблемная ситуация: Банк просит предоставить
разъяснения по следующим вопросам.
1. При подписании соглашения о передаче
отступного обязательство по кредитному договору прекращается передачей
имущества должника (вексель третьего лица) кредитору. Кто в данном случае
является плательщиком НДС: банк или заемщик?
2. С какого момента следует относить на
затраты банка нереализованные курсовые разницы по операциям с иностранной
валютой: с 21.01.97 согласно Изменениям Закона о налоге на прибыль либо с
момента введения в действие соответствующих изменений в Постановления N 552?
3. В связи с выходом Изменений и
дополнений N 6 Инструкции "О порядке исчисления и уплаты налогов,
поступающих в дорожные фонды" меняется ли порядок исчисления
налогооблагаемой базы банка для уплаты налога на содержание жилищного фонда?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 октября 1997 г. N 04-07-08
В связи с вопросами, поставленными в
Вашем письме, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
1. В соответствии со ст.409 Гражданского
кодекса Российской Федерации по соглашению сторон обязательство может быть
прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег,
передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного
устанавливаются сторонами.
При подписании соглашения сторон о
предоставлении отступного обязательство по кредитному договору прекращается
путем передачи имущества должника кредитору, в конкретном примере - ценной
бумаги (векселя).
Согласно пп."в" п.2 ст.3 Закона Российской Федерации от
06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими
изменениями и дополнениями) этим налогом облагается передача безвозмездно или с
частичной оплатой товаров (работ, услуг), в том числе имущества, другим
предприятиям или физическим лицам.
Учитывая изложенное,
к имуществу, передаваемому в качестве отступного, применяется общий порядок
обложения налогом на добавленную стоимость. При этом плательщиком налога в
бюджет является сторона, передающая такое имущество.
Согласно пп."ж" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от
06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими
изменениями и дополнениями) операции, связанные с обращением ценных бумаг
(акций, облигаций, сертификатов, векселей и других), за исключением брокерских
и иных посреднических услуг, от налога на добавленную стоимость освобождены.
В связи с этим передача в качестве
отступного ценной бумаги (векселя третьего лица) налогом на добавленную
стоимость не облагается.
2. Согласно
Федеральному закону от 10.01.97 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" в целях налогообложения отрицательные курсовые разницы по
валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте
включаются в состав внереализационных расходов начиная с 21.01.97 (в
соответствии с Приказом Минфина России от 13.06.95 N 50 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет имущества
и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной
валюте" курсовая разница - разница между рублевой оценкой соответствующего
имущества или обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте,
исчисленной по курсу, котируемому Банком России, на дату расчета или дату
составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой
этих имущества и обязательств, исчисленной по курсу, котируемому Банком России на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном
периоде или дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный
период).
3. Поскольку налог на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы относится к местным налогам и порядок налогообложения устанавливается органами
власти субъектов Российской Федерации, определение налогооблагаемой базы при
расчете налога на пользователей автомобильных дорог коммерческими банками,
принятое Изменениями и дополнениями N 6 Инструкции Госналогслужбы России от
15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в
дорожные фонды", может быть рассмотрено органами власти субъектов
Российской Федерации как рекомендация Госналогслужбы России и Минфина России по
определению базы по налогу на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы.
31.10.97 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ