Проблемная ситуация: 1. Что является объектом
налогообложения для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог?
2. В 1994-1996 гг. предприятие имело
доходы от сдачи имущества в аренду. Учитываются ли указанные доходы по кредиту
счета 46 с включением в налогооблагаемую базу по налогу на пользователей
автодорог и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы?
3. Как учитывается при исчислении
налогооблагаемой прибыли отрицательный результат от реализации в приведенных
ниже ситуациях?
3.1. Предприятие реализовывало не
использованные в производстве покупные комплектующие изделия и запасы материалов
со склада ниже покупной стоимости и доходы от указанной реализации отражало по
кредиту счета 48. Уменьшает или не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на
прибыль отрицательный результат от указанной реализации?
3.2. В период 1994-1996 гг. предприятие
реализовывало продукцию собственного производства ниже себестоимости, цена
реализации соответствовала рыночной. В указанный период предприятие не получало
справок, подтверждающих рыночные цены на реализуемую продукцию, и не соблюдало
порядок реализации продукции (работ, услуг) по ценам ниже себестоимости,
установленный Указом Президента N 1677 от 10.08.94.
Правомерно ли предприятие уменьшило
налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на отрицательный результат от
реализации продукции собственного производства ниже себестоимости, если
полученные в 1997 г. справки от организаций, производящих и реализующих
аналогичную продукцию, подтверждают уровень рыночных цен на эту продукцию?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 ноября 1997 г. N 04-05-22/17
Департамент налоговой политики
на Ваш запрос сообщает.
В соответствии с
Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями) объектом налогообложения для
исчисления налога на пользователей автомобильных дорог является выручка,
полученная от реализации продукции (работ, услуг) и сумма разниц между
продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате
заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности, отраженные в бухгалтерском
учете.
При исчислении
налога на пользователей автомобильных дорог в период 1994-1996 гг. в
соответствии с нормативными документами Минфина России и Госналогслужбы России
для расчета указанного налога предприятия, организации и учреждения всех отраслей
народного хозяйства использовали показатель выручки (валового дохода) от
реализации продукции (работ, услуг), приведенный по строке 010 формы 2
"Отчет о финансовых результатах и их использовании" Приложения к
бухгалтерскому балансу, и показатель товарооборота,
приведенный во вписываемой строке 101 этого же отчета.
При этом доходы от арендной платы
включались в состав доходов от внереализационных операций и не включались в
налогооблагаемую базу по данному налогу.
Начиная с 1997 г.
(в соответствии с Изменениями и дополнениями от 27.03.97 N 6 Инструкции
Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 "О
порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды")
организации, уставной деятельностью которых является предоставление в аренду
имущества, в том числе по договору лизинга (кроме имущества, находящегося в
государственной собственности), уплачивают налог от арендной платы, полученной от реализации этих услуг.
Что касается
операций по реализации со склада комплектующих изделий и материалов, которые
предприятие не приобретало специально для продажи, а предполагало использовать
в процессе производства (и учитывало в бухгалтерском учете по дебету счета 10
"Материалы"), то их следует отражать по счету 48 "Реализация
прочих активов", без включения остатков по этому счету в налогооблагаемую
базу при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог.
Налог на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы относится к местным налогам, при этом в
соответствии со ст.21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" конкретный порядок взимания поступающих в
местный бюджет местных налогов и сборов (включая предоставление льгот)
устанавливают органы местного самоуправления.
По п.3.1.
По действующему законодательству
отрицательный результат от реализации основных фондов и иного имущества
предприятия для целей налогообложения не принимается.
По п.3.2.
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 10.08.94 N 1677 в период с 11 августа
по 5 декабря 1994 г. при реализации продукции по ценам ниже себестоимости (при
соблюдении условий, предусмотренных Указом) предприятия были обязаны сообщать
до момента реализации такой продукции в налоговый орган по месту своей
регистрации о своем намерении, с указанием предполагаемой цены, вида и
количества реализуемой продукции. При
выявлении налоговыми органами нарушений порядка, предусмотренного этим Указом,
на предприятие налагаются установленные законодательством штрафные санкции.
Законом Российской
Федерации от 03.12.94 N 54-ФЗ с 5 декабря 1994 г. уточнен порядок применения
рыночной цены для целей налогообложения при реализации продукции по ценам не
выше фактической себестоимости, который изложен в Инструкции Госналогслужбы
России от 10 августа 1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет
налога на прибыль предприятий и организаций", п.2.5.
Действовавшие в определенном периоде
рыночные цены, по нашему мнению, должны быть подтверждены соответствующими
органами, которые ведут наблюдение и статистику ценообразования на конкретной
территории.
Кроме того, следует иметь в виду, что
разногласия с налоговыми инспекциями по расчетам с бюджетом, включая и
указанный выше вопрос, рассматриваются вышестоящими налоговыми органами, куда и
следует обращаться.
14.11.97 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ