Проблемная ситуация: Специализированное АООТ -
единственное предприятие в области, где занимаются профессиональной
реабилитацией и социальной защитой лиц, страдающих расстройством психики.
Численность инвалидов на предприятии составляет 60% от общей численности работающих.
Специализированные цеха убыточны, и инвалиды существуют за счет прибыли,
зарабатываемой здоровой рабочей силой.
При этом завод облагается многими
налогами: налогом на пользователей автомобильных дорог, сбором на нужды
образования, взносами в Пенсионный фонд, на социальное страхование, в фонд
занятости, на обязательное медицинское страхование, земельным налогом.
Учитывая, что наше предприятие, как и
предприятия, входящие во Всероссийское общество инвалидов и освобожденные от
перечисленных налогов, выполняет постановления Правительства РФ о социальной
защите инвалидов, возможно ли распространение на него льготного
налогообложения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 ноября 1997 г. N 04-05-01
Министерство финансов Российской Федерации
в связи с Вашим письмом по вопросу льготного налогообложения сообщает
следующее.
В соответствии со ст.10 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
льготы по всем налогам применяются только в соответствии с действующим
законодательством. Кроме того, запрещается предоставление льгот, носящих
индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами
Российской Федерации.
При этом следует учитывать, что
действующее законодательство дает возможность решить вопрос о льготном
налогообложении предприятий, привлекающих труд инвалидов.
Так, ст.4 Закона Российской Федерации
"О налоге на имущество предприятий" установлено, что данным налогом
не облагается имущество предприятий, учреждений и организаций, в которых
инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников.
Кроме того,
согласно ст.6 Закона право устанавливать конкретные ставки налога на имущество,
определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, предоставлено
законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской
Федерации, а ст.5 определено, что законодательные (представительные) органы
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут
устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по
налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О
плате за землю" с учетом внесенных изменений и дополнений (ст.ст.13 и 14)
установлено, что органы законодательной (представительной) власти субъектов
Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по
земельному налогу в пределах суммы налога, находящейся в распоряжении
соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления
имеют право устанавливать льготы в виде частичного освобождения от уплаты
налога на определенный срок отдельных плательщиков в пределах суммы налога,
остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
Согласно ст.5 Закона Российской Федерации
"О дорожных фондах в Российской Федерации" законодательные
(представительные) органы субъектов Российской Федерации с учетом местных
условий могут повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные
дорожные фонды, но не более чем на 50 процентов от ставки федерального налога.
Сбор на нужды образования, взимаемый с
юридических лиц, относится к региональным налогам, устанавливается
законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской
Федерации, льготы по данному налогу предоставляются указанными органами.
В соответствии со ст.21 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
органы местного самоуправления устанавливают на подведомственной им территории
конкретный порядок взимания поступающих в их бюджет местных налогов и сборов и,
соответственно, право устанавливать льготы по ним также находится в компетенции
указанных органов.
Таким образом, по мнению Министерства
финансов Российской Федерации, вопрос о предоставлении льгот АООТ по перечисленным
в письме налогам может быть решен территориальными органами власти (по месту
нахождения предприятия) и не требует дополнительного решения на федеральном
уровне.
Что касается вопросов отчислений в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, то они в компетенцию
Министерства финансов Российской Федерации не входят.
14.11.97 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ