Проблемная ситуация: Может ли иностранное предприятие
(бельгийское) для осуществления своей деятельности на территории РФ
использовать услуги уже действующих российских и иностранных организаций, не
открывая свой представительский офис? Каков статус таких организаций, если их
отношения с инофирмой строятся по следующим типам:
тип 1) на основании договорных отношений
с инофирмой российское юридическое лицо собирает и распространяет информацию,
касающуюся деятельности инофирмы; оказывает помощь приезжающим сотрудникам инофирмы
(бронирование гостиницы, приобретение билетов и т.п.); осуществляет локальный контроль за прохождением грузов - то есть российское
юридическое лицо выполняет не все виды деятельности, перечисленные в первом
абзаце п.1.5 Инструкции Госналогслужбы РФ о налогообложении прибыли и доходов
иностранных юридических лиц от 16 июня 1995 г. N 34;
тип 2) российское
юридическое лицо выполняет деятельность, охваченную типом 1,и, кроме того,
имеет полномочия на заключение от имени инофирмы контрактов с российскими транспортными
организациями на использование услуг этих организаций или имеет полномочия
обговаривать существенные условия таких контрактов - то есть выполняет все виды
деятельности, перечисленные в первом абзаце п.1.5 инструкции N 34;
тип 3) иностранное (не российское)
юридическое лицо, на основании договорных отношений с инофирмой, выполняет
через свое представительство в РФ деятельность, охваченную типом 1;
тип 4) иностранное
(не российское) юридическое лицо, на основании договорных отношений с
инофирмой, выполняет через свое представительство в РФ деятельность, охваченную
типом 1 и, кроме того, имеет полномочия на заключение от имени инофирмы
контрактов с российскими транспортными организациями на использование услуг
этих организаций, или имеет полномочия обговаривать существенные условия таких
контрактов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 октября 1995 г. N 04-06-05
Департамент налоговых реформ Министерства
финансов Российской Федерации ознакомился с Вашим письмом относительно
налогового статуса вашей фирмы в России и сообщает следующее.
Прежде всего
необходимо иметь в виду, что Инструкция Госналогслужбы России N 34 от 16.06.95
охватывает лишь вопросы, связанные с исчислением и уплатой в России
иностранными юридическими лицами налога на прибыль. В то же время, помимо
налога на прибыль, иностранные юридические лица могут в соответствующих случаях
привлекаться и к уплате других Федеральных и местных налогов.
В том, что касается применения статуса
постоянного представительства фирмы в изложенных вами четырех вариантах
использования фирмой услуг российских и иностранных организаций необходимо
руководствоваться следующим.
Выражение "постоянное
представительство", используемое как в указанной выше инструкции, так и в
упомянутом Вами соглашении с Бельгией об избежании
двойного налогообложения, предполагает такое место, через которое
осуществляется предпринимательская деятельность, имеющая целью извлечение тех
или иных доходов. Инструкция содержит лишь примерные признаки наличия постоянного
представительства, которые могут быть значительно шире, в зависимости от
реальных условий предпринимательской деятельности. В связи с этим, в
приведенных вами примерах (типах) будет происходить следующее:
а) в примере 1 российская организация,
находясь в договорных отношениях с вашей фирмой и представляя ее интересы, в то
же время не имеет полномочий заключать контракты от имени
фирмы и по этой причине российская организация не будет
квалифицироваться как постоянное представительство вашей фирмы;
б) в примере 2 российская организация
полностью подпадает под те условия, которые определены инструкцией, и поэтому
будет квалифицироваться как постоянное представительство вашей фирмы;
в) в примерах 3 и 4 будут применяться те
же характеристики, как и в приведенных выше соответственно примерах 1 и 2.
Таково обычное толкование изложенных Вами
ситуаций в применяемой в России налоговой практике. Вместе с тем, если
учитывать имеющееся Соглашение между правительствами бывшего СССР и Бельгии об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, то
в нем содержатся некоторые уточняющие положения. Так, в соответствии с
подпунктом "f" пункта 3 статьи 5 соглашения, российская организация в
ситуации, указанной Вами в примере 2, не будет рассматриваться как постоянное
представительство фирмы, если перечисленная деятельность не является ее обычной
профессиональной деятельностью. В соответствии с пунктом 4 статьи 5 того же
соглашения, российская организация также не будет рассматриваться как
постоянное представительство фирмы, если эта организация используется фирмой
только в целях облегчения заключения контрактов или только для подписания
контрактов, касающихся ссуд, поставки товаров или оказания технических услуг.
24.10.95 Заместитель руководителя
Департамента налоговых реформ
А.И.КОСОЛАПОВ