Проблемная ситуация: Предприятие, имеющее лицензию на
право разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (камня)
открытым способом, занимается добычей камня и его переработкой в щебень. Каков
порядок определения платы за пользование недрами и отчислений на
воспроизводство минерально-сырьевой базы, учитывая, что в регионе нет
сложившейся рыночной цены камня и щебня? Стоимость камня как добытого
минерального сырья определяется калькуляцией, учитывающей себестоимость добычи
с учетом рентабельности. Стоимость щебня определяется калькуляцией, учитывающей
стоимость камня, транспортировки его до щебзавода и
затрат по переработке камня на щебень с учетом плановой рентабельности. В
последнем случае в стоимость камня не включается рентабельность, т.к. приготовление
из него щебня является единым технологическим процессом.
Дана ли трактовка использования земельных
участков для своих нужд в Законе "О недрах"?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 ноября 1997 г. N 04-08-06/7
Департамент налоговой политики в ответ на
Ваше письмо сообщает.
Согласно п.10 Инструкции "О порядке
и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами" от
04.02.93 указанные платежи определяются как доля от стоимости добытых полезных
ископаемых и сверхнормативных потерь при их добыче. Стоимость добытого
минерального сырья исчисляется по ценам реализации продукции. Соответственно, в
случае реализации камня в качестве базы по платежам за право на его добычу
берется цена его реализации. Если же реализуется не камень, а продукт его
технологического передела, то в качестве налоговой базы берется цена реализации
продукта передела. При этом размер платежа корректируется понижающим
коэффициентом, рассчитываемым в соответствии с п.20 упомянутой Инструкции.
По отчислениям на
воспроизводство минерально-сырьевой базы в зависимости от того, за какой период
производится расчет, налоговая база определяется либо (1) в соответствии с
Инструкцией N 28 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет отчислений на
воспроизводство минерально-сырьевой базы" от 30.09.94, либо (2) в
соответствии с Инструкцией N 44 "О порядке исчисления, уплаты в бюджет и
целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" от 31.12.96. В первом случае при
невозможности определения рыночных цен на используемые стройматериалы
допускается брать для определения налоговой базы их сметную стоимость. Во
втором случае согласно п.3 Инструкции N 44 "О порядке исчисления, уплаты в
бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой
базы" щебень может быть отнесен к первому товарному продукту. В
соответствии с п.12 той же Инструкции стоимость первого товарного продукта
исчисляется по ценам его реализации на условиях франко-вагон станция
отправления, то есть в этом случае расходы на транспортировку продукции к
потребителю в налоговую базу не включаются. Однако при отсутствии реализации
стоимость первого товарного продукта определяется исходя из его себестоимости с
учетом рентабельности предприятия. Таким образом, для определения базы по
отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы предусмотренная сметой
стоимость щебня должна увеличиваться на величину рентабельности.
Трактовка использования земельных
участков для своих нужд в Федеральном законе "О недрах" в редакции от
03.03.95 не дана, поэтому следует руководствоваться разъяснениями, данными в
Инструкции ГНС России "О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом
использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" N 44
от 31.12.96.
28.11.97 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА