Проблемная ситуация: Не будет ли
целесообразным издать распоряжение Правительства РФ об отнесении
стройматериалов к основным средствам, если инвестор представляет положительное
заключение государственной вневедомственной экспертизы на ТЭО проекта и
учредительные документы юридического лица - заказчика строительства с указанием
на то, что стоимость зданий и сооружений включена в уставный капитал, что даст
основание для предоставления льгот по уплате таможенных пошлин и НДС в
отношении строительных материалов, частей зданий и сооружений, ввозимых
в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями?
Проблема, с которой сталкиваются
инвесторы при строительстве объектов - задержка строительно-монтажных работ и
дополнительные расходы из-за длительной процедуры таможенного оформления
грузов. Необходима упрощенная процедура прохождения таможенных формальностей
при ввозе стройматериалов, оборудования и т.п. для строящихся предприятий.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 декабря 1997 г. N 04-03-01
Минфин России совместно с ГТК России
рассмотрел по поручению Правительства Российской Федерации Вашу просьбу о
предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин и налога на добавленную
стоимость в отношении строительных материалов, частей зданий и сооружений,
ввозимых в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными
инвестициями, и сообщает следующее.
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 18.09.96 N 1363 "Об укреплении бюджетной
дисциплины в части таможенных платежей" предоставление льгот по уплате
таможенных платежей в порядке, отличном от
предусмотренного таможенным законодательством, не допускается.
Согласно действующему таможенному
законодательству льготы по уплате таможенных пошлин и налогов применяются в
соответствии с Законами Российской Федерации "О таможенном тарифе",
"О налоге на добавленную стоимость", "Об акцизах" и
Таможенным кодексом Российской Федерации.
Порядок
предоставления льгот по таможенным платежам при ввозе товаров в качестве вклада
в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями определен ст.ст.174
и 182 Таможенного кодекса Российской Федерации, ст.ст.34 и 37 Закона Российской
Федерации "О таможенном тарифе", Федеральным законом от 17.03.97 N
54-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость", Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883
"О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную
стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве
вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными
инвестициями" и решением Правительства Российской Федерации об отнесении к
основным производственным фондам материальных основных фондов, указанных в
Общероссийском классификаторе основных фондов.
В соответствии с
установленным порядком при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации
товаров, предназначенных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал,
таможенной пошлиной и налогом на добавленную стоимость не облагаются только те
товары, которые относятся к основным производственным фондам; не являются
подакцизными; ввозятся иностранным инвестором в пределах сроков формирования
уставного (складочного) капитала; по
стоимости и количеству не превышают указанного в учредительных документах
размера вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал.
Согласно таможенному законодательству
таможенные льготы, в том числе по уплате таможенных платежей, предоставляются в
отношении тех товаров, которые перемещаются через таможенную границу и
оформляются таможенным органом.
В соответствии с Товарной номенклатурой
внешнеэкономической деятельности здания и сооружения, являющиеся недвижимым
имуществом, под определение товара не подпадают, а строительные материалы,
части зданий и сооружений не относятся к основным фондам, поскольку не
содержатся в Общероссийском классификаторе основных фондов.
Предложение об освобождении от таможенных
платежей товаров, которые после выпуска их в свободное обращение через
некоторое время попадут в категорию "льготных" товаров, не может быть
поддержано, поскольку ввозится определенный вид товара, а льготы установлены в
отношении другого вида товара.
В связи с изложенным
для предоставления льгот в отношении товаров, не попадающих на момент
таможенного оформления в категорию льготных, правовых оснований не имеется.
Кроме того, товары, в отношении которых
предоставлены льготы по таможенным платежам, являются выпущенными условно.
В соответствии со ст.ст.18 и 29
Таможенного кодекса Российской Федерации условный выпуск - выпуск товара
(передача товара в полное распоряжение лица после таможенного оформления)
сопряжен с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений,
требований и условий. Условно выпущенные товары могут использоваться только в
тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы.
Таким образом, при ввозе иностранным
инвестором товаров в качестве вклада в уставный капитал предприятий с
иностранными инвестициями должны соблюдаться ограничения, требования и условия,
установленные вышеуказанными законодательными и нормативными актами. Такие
товары должны ввозиться с целью использования в качестве основных
производственных фондов, а не в качестве капитальных вложений и строительных
материалов, которые в конечном счете основными
производственными фондами могут и не являться.
Что касается
предложения об упрощенной процедуре прохождения таможенных формальностей при
ввозе стройматериалов и оборудования для строящихся предприятий, то согласно
ст.133 Таможенного кодекса Российской Федерации упрощенный порядок таможенного
оформления применяется только в отношении товаров, необходимых при стихийных
бедствиях, авариях, катастрофах; живых животных; скоропортящихся товаров;
радиоактивных материалов; сообщений и других материалов для целей массовой
информации; товаров, направляемых в адрес высших
органов законодательной, исполнительной и судебной власти и других подобных
товаров. Стройматериалы и оборудование для строящихся предприятий к
вышеперечисленным товарам не относятся.
Учитывая изложенное,
правовых оснований для удовлетворения просьбы, изложенной в Вашем письме, не
имеется.
01.12.97 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ