Проблемная ситуация: В связи с предстоящим
рассмотрением вопроса о ратификации конвенций об избежании
двойного налогообложения, заключенных Россией с Францией и Мали, просим
информировать, какие преимущества получит Российская Федерация от вступления в
силу указанных конвенций.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 декабря 1997 г. N 04-06-06
В соответствии с Вашим обращением
относительно конвенций об избежании двойного
налогообложения, заключенных Россией с Францией и Мали, Министерство финансов
Российской Федерации сообщает следующее.
Применительно к
Франции, по нашему мнению, выгодность для России от заключения Конвенции должна
определяться путем сравнения ее содержания с ныне применяемым Российской
Федерацией Соглашением между Правительством СССР и Правительством Франции об
устранении двойного налогообложения доходов, подписанным 4 октября 1985 г.
Существенные отличия между этими двумя документами состоят в следующем:
- конвенция будет применяться не только к
налогам на прибыль (доход), но и к налогам на имущество юридических и
физических лиц;
- конвенция предусматривает, что
налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности лица одного
договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве
производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом
государстве через постоянное представительство. При этом в отношении
строительно-монтажных работ установлено, что получаемая от этой деятельности
прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает
12 месяцев, а не 24 месяца, как в настоящее время в соответствии с действующим
Соглашением. Очевидно, что французские строительные компании значительно шире
представлены в России, нежели российские - во Франции, и поэтому поступления
налога на прибыль в наши бюджеты от этой деятельности французских компаний
возрастут;
- в соответствии с положениями Конвенции
право взимать налоги с дивидендов, получаемых из другого Договаривающегося
Государства, предоставлено стране-получателю. В то же время
оговаривается право взимания налога и в стране-источнике, однако в этом случае
налог не может превышать 5 процентов валовой суммы дивидендов, если размер
инвестиций резидента другого государства в любой форме составляет не менее
500000 французских франков, и если получатель дивидендов освобождается в стране
своего постоянного местопребывания от уплаты налога по этим дивидендам: 10
процентов, если выполняется какое-либо одно из вышеуказанных условий, и
15 процентов - во всех остальных случаях. По Соглашению налог, взимаемый в
стране - источнике дохода, не должен превышать 15 процентов валовой суммы
дивидендов. Новая концепция направлена на существенный рост достаточно крупных
французских инвестиций в российскую экономику, т.к. стимулируются именно сами
инвесторы, а не бюджеты договаривающихся сторон.
Что касается отношений с Республикой
Мали, то здесь Российская Федерация выступает в качестве явного инвестора и
кредитора. Поэтому сам факт заключения конвенции об избежании
двойного налогообложения с этой страной дает существенные преимущества
российским организациям, вовлеченным в деятельность в Мали, и, соответственно,
увеличивает доходную базу российских бюджетов в плане налога на полученные в
Мали прибыль, дивиденды и доходы от лицензий.
Задолженность Мали по кредитам бывшего
СССР составляет более 500 млн.долларов
США, и существенная ее часть может быть погашена путем предоставления
российским предприятиям различных объектов недвижимости, прежде всего
сельскохозяйственного и золотодобывающего применения. В настоящее время
золотодобычей в Мали занимаются три частные российские смешанные компании.
Предполагается также создание на базе построенного СССР в 1969 г. цементного
завода совместного предприятия с участием российского капитала.
Привлекательными областями являются для нас геологоразведка и поиск
пресноводных источников. В марте 1994 г. был подписан пятилетний протокол о
военном сотрудничестве, и два российских военных специалиста работают в Мали на
контрактной основе. Между столицами двух государств имеется прямое воздушное
сообщение, осуществляемое "Аэрофлотом".
10.12.97 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН