Проблемная ситуация: При подсчете среднесписочной
численности работников за отчетный период, за который составлялся расчет по
НДС, было установлено, что численность инвалидов по отчетному периоду составила
более 50%. А в соответствии с пп."х"
п.12 Инструкции N 39 товары (работы, услуги), реализуемые предприятиями, в
которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, от НДС
освобождены.
На начало отчетного периода был принят
общеустановленный порядок предъявления покупателям НДС с выделением в расчетно-платежных
документах сумм налога. Нужно ли производить уплату в бюджет полученного с
покупателей налога или мы вправе воспользоваться разъяснительным Письмом
Минфина N 04-03-11 от 29.01.96?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 декабря 1997 г. N 04-03-11
В связи с Вашим письмом Департамент
налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с
Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" с
учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом от 01.04.96 N 25-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость", налогом на добавленную стоимость не
облагаются товары, работы, услуги (за исключением брокерских и иных
посреднических услуг), производимые и реализуемые предприятиями, в которых
инвалиды составляют не менее 50 процентов от
общей численности работников. При этом данная льгота не распространяется на
предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности
общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный
капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций
инвалидов), осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную
деятельность.
Согласно порядку, установленному
Инструкцией Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и
уплаты налога на добавленную стоимость", при определении права
налогоплательщика на получение вышеуказанной льготы следует исходить из
среднесписочной численности работающих того отчетного
периода (месяца, квартала), за который составляется налоговый расчет.
В соответствии с п.16 вышеуказанной
Инструкции Госналогслужбы России при отгрузке товаров, не облагаемых налогом на
добавленную стоимость, расчетные документы, приходные кассовые ордера и
первичные учетные документы выписываются без выделения сумм
налога на добавленную стоимость и на них делается надпись или ставится
штамп "Без налога (НДС)".
Однако в соответствии с действующим
законодательством по налогу на добавленную стоимость предприятия, в которых
инвалиды составляют не менее 50% от общей численности работников, имеют право
предоставляемую им льготу по налогообложению не применять.
Учитывая, что порядок извещения налоговых
органов о решении налогоплательщика не применять льготу по
налогообложению не установлен, указание такими налогоплательщиками сумм
налога на добавленную стоимость в документах, предъявляемых покупателям товаров
(работ, услуг), рассматривается как отказ от применения льготы.
В связи с
изложенным, если предприятием при отгрузке товаров (работ, услуг) в первичных и
расчетных документах указываются суммы налога на добавленную стоимость, то эти
суммы должны быть внесены в бюджет в общеустановленном порядке независимо от
того, что по итогам отчетного налогового периода инвалиды в общей численности
работающих этого предприятия составили более 50%.
Разъяснения аналогичного характера
давались налогоплательщикам Минфином России по согласованию с Госналогслужбой
России в течение 1996-1997 гг.
Что касается Письма
Минфина России от 29.01.96 N 04-03-11, то после дополнительного рассмотрения
вышеуказанного вопроса и с учетом фактов возмещения из бюджета налога на
добавленную стоимость покупателям товаров, приобретенных с учетом налога у
предприятий, применяющих труд инвалидов, позиция Минфина России, изложенная в
данном Письме, об отнесении сумм налога, полученных от покупателей товаров, на
прибыль предприятия вместо уплаты их в бюджет изменена.
26.12.97 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
Н.А.КОМОВА