Проблемная ситуация: 1. Два банка расположены в одном
здании. Один из банков заключает договоры со сторонними организациями на
предоставление коммунальных услуг, по технической эксплуатации инженерных
систем и оборудования здания, а также на медицинское обслуживание сотрудников в
медпункте и производит оплату по указанным договорам. Другой банк на основании
соглашения с первым банком производит возмещение соответствующей части
понесенных затрат по оплате услуг сторонних организаций.
Подлежат ли обложению налогом на добавленную
стоимость данные суммы возмещения и следует ли на них
составлять счета-фактуры?
2. Банк получил синдицированный кредит от
нескольких иностранных кредиторов. В кредитном соглашении предусмотрена
возможность переуступки доли кредитования одного кредитора другому. Банк
взимает с кредитора, переуступившего свою долю кредитования, комиссию за
оформление операции по переуступке. Подлежит ли указанная комиссия обложению
налогом на добавленную стоимость?
3. Просим разъяснить порядок применения
банком НДС при приобретении и реализации или безвозмездной передаче легковых
автомобилей и микроавтобусов, используемых на производственные и
непроизводственные цели.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 января 1998 г. N 04-07-03
В связи с Вашими
письмами по вопросам применения коммерческим банком налога на добавленную
стоимость Департамент налоговой политики Минфина России по согласованию с Управлением косвенных налогов Госналогслужбы России сообщает
следующее.
1. Договора (соглашения) на оказание
коммунальных, эксплуатационных, медицинских услуг, услуг связи, охраны и других
видов услуг должны быть заключены юридическими лицами (потребителями) либо с
организациями - поставщиками таких услуг, либо с посредниками, которые имеют
право на перепродажу услуг.
Согласно ст.5 Федерального закона
Российской Федерации от 03.02.96 N 17-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "О банках и банковской
деятельности в РСФСР" банки (кредитные организации) не имеют права
оказывать указанные услуги или осуществлять их перепродажу.
В соответствии с
Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога
на прибыль банками и другими кредитными
учреждениями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
16 мая 1994 г. N 490 (с последующими изменениями и дополнениями), банки могут
получать со своих клиентов возмещение только телеграфных, почтовых и иных услуг
связи.
Согласно ст.173 Гражданского кодекса
Российской Федерации сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с
целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах,
либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей
деятельностью, может быть признана судом недействительной.
Учитывая
изложенное, банки, расположенные в одном здании и являющиеся его собственниками
или арендаторами, должны самостоятельно заключать договора на оказание
коммунальных услуг, а также услуг по обслуживанию здания и своих работников с
организациями, оказывающими такие услуги, или посредниками, имеющими лицензию
на перепродажу такого вида услуг.
Согласно п.1 ст.4 Закона Российской
Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с
последующими изменениями и дополнениями) в облагаемый оборот включаются также
любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с
расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
В связи с этим денежные средства,
полученные банком в порядке возмещения затрат по оплате услуг сторонних
организаций, облагаются налогом на добавленную стоимость как выручка
посредника.
Что касается порядка оформления
счетов-фактур, то согласно п.1 Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при
расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914, счет-фактура составляется
организацией (предприятием) - поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на имя
организации (предприятия) - покупателя (потребителя, заказчика).
2. Согласно пп."е" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от
06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими
изменениями и дополнениями) банковские операции, за исключением операций по
инкассации, от налога на добавленную стоимость освобождены. При этом согласно
Федеральному закону Российской Федерации от 03.02.96 N 17-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О банках и банковской
деятельности в РСФСР" к банковским операциям относится размещение
привлеченных средств от своего имени и за свой счет, то есть выдача и передача
кредитов.
Что касается вознаграждения (комиссии),
полученного коммерческим банком за оформление сделки по переуступке прав
требования, в том числе по кредитному договору, то оно облагается налогом на
добавленную стоимость как оплата за оказание услуги.
3. Согласно пп."а" п.2 ст.7 Закона Российской Федерации от
06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими
изменениями и дополнениями) не исключаются из общей налоговой суммы, подлежащей
перечислению в бюджет, налоги, уплаченные по товарам (работам, услугам),
используемым на непроизводственные нужды, по которым уплата налога производится
за счет соответствующих источников финансирования, а также по приобретаемым
служебным легковым автомобилям и микроавтобусам.
В связи с этим налог на добавленную
стоимость, уплаченный поставщикам при приобретении служебных легковых
автомобилей и микроавтобусов, используемых на собственные производственные
нужды банка (кредитной организации), учитывается в балансовой стоимости
указанных транспортных средств и списывается через амортизацию (износ) на
расходы банка (кредитной организации).
Легковые автомобили и микроавтобусы,
используемые для непроизводственных нужд (обслуживание производств и хозяйств
банка (кредитной организации), деятельность которых не связана с оказанием
услуг, являющихся целью создания банка (кредитной организации)), отражаются в
балансе по цене приобретения с налогом на добавленную стоимость. При этом сумма
уплаченного налога на расчеты с бюджетом не относится и покрывается за счет
соответствующих источников финансирования.
При реализации или безвозмездной передаче
основных средств производственного назначения, в том числе служебных легковых
автомобилей и микроавтобусов, принятых на баланс банка с налогом на добавленную
стоимость, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет,
согласно пп."в"
п.50 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с последующими
изменениями и дополнениями) определяется в виде разницы между суммой налога,
учтенной в продажной (рыночной, аукционной) цене, и суммой налога, исчисленной
по расчетной ставке, исходя из цены приобретения этих основных средств, и недосписанной через амортизацию (износ) на расходы банка.
Что касается
основных средств непроизводственного назначения, в том числе легковых
автомобилей и микроавтобусов, то при их реализации или безвозмездной передаче
сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется
в виде разницы между суммой налога, учтенной в продажной (рыночной, аукционной)
цене, и суммой налога, покрытой за счет соответствующих источников
финансирования.
09.01.98 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
Н.А.КОМОВА