| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: 1. Два банка расположены в одном здании. Один из банков заключает договоры со сторонними организациями на предоставление коммунальных услуг, по технической эксплуатации инженерных систем и оборудования здания, а также на медицинское обслуживание сотрудников в медпункте и производит оплату по указанным договорам. Другой банк на основании соглашения с первым банком производит возмещение соответствующей части понесенных затрат по оплате услуг сторонних организаций.

Подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость данные суммы возмещения и следует ли на них составлять счета-фактуры?

2. Банк получил синдицированный кредит от нескольких иностранных кредиторов. В кредитном соглашении предусмотрена возможность переуступки доли кредитования одного кредитора другому. Банк взимает с кредитора, переуступившего свою долю кредитования, комиссию за оформление операции по переуступке. Подлежит ли указанная комиссия обложению налогом на добавленную стоимость?

3. Просим разъяснить порядок применения банком НДС при приобретении и реализации или безвозмездной передаче легковых автомобилей и микроавтобусов, используемых на производственные и непроизводственные цели.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 января 1998 г. N 04-07-03

 

В связи с Вашими письмами по вопросам применения коммерческим банком налога на добавленную стоимость Департамент налоговой политики Минфина России по согласованию с Управлением косвенных налогов Госналогслужбы России сообщает следующее.

1. Договора (соглашения) на оказание коммунальных, эксплуатационных, медицинских услуг, услуг связи, охраны и других видов услуг должны быть заключены юридическими лицами (потребителями) либо с организациями - поставщиками таких услуг, либо с посредниками, которые имеют право на перепродажу услуг.

Согласно ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 03.02.96 N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О банках и банковской деятельности в РСФСР" банки (кредитные организации) не имеют права оказывать указанные услуги или осуществлять их перепродажу.

В соответствии с Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490 (с последующими изменениями и дополнениями), банки могут получать со своих клиентов возмещение только телеграфных, почтовых и иных услуг связи.

Согласно ст.173 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной.

Учитывая изложенное, банки, расположенные в одном здании и являющиеся его собственниками или арендаторами, должны самостоятельно заключать договора на оказание коммунальных услуг, а также услуг по обслуживанию здания и своих работников с организациями, оказывающими такие услуги, или посредниками, имеющими лицензию на перепродажу такого вида услуг.

Согласно п.1 ст.4 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) в облагаемый оборот включаются также любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

В связи с этим денежные средства, полученные банком в порядке возмещения затрат по оплате услуг сторонних организаций, облагаются налогом на добавленную стоимость как выручка посредника.

Что касается порядка оформления счетов-фактур, то согласно п.1 Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914, счет-фактура составляется организацией (предприятием) - поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на имя организации (предприятия) - покупателя (потребителя, заказчика).

2. Согласно пп."е" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) банковские операции, за исключением операций по инкассации, от налога на добавленную стоимость освобождены. При этом согласно Федеральному закону Российской Федерации от 03.02.96 N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О банках и банковской деятельности в РСФСР" к банковским операциям относится размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет, то есть выдача и передача кредитов.

Что касается вознаграждения (комиссии), полученного коммерческим банком за оформление сделки по переуступке прав требования, в том числе по кредитному договору, то оно облагается налогом на добавленную стоимость как оплата за оказание услуги.

3. Согласно пп."а" п.2 ст.7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) не исключаются из общей налоговой суммы, подлежащей перечислению в бюджет, налоги, уплаченные по товарам (работам, услугам), используемым на непроизводственные нужды, по которым уплата налога производится за счет соответствующих источников финансирования, а также по приобретаемым служебным легковым автомобилям и микроавтобусам.

В связи с этим налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам при приобретении служебных легковых автомобилей и микроавтобусов, используемых на собственные производственные нужды банка (кредитной организации), учитывается в балансовой стоимости указанных транспортных средств и списывается через амортизацию (износ) на расходы банка (кредитной организации).

Легковые автомобили и микроавтобусы, используемые для непроизводственных нужд (обслуживание производств и хозяйств банка (кредитной организации), деятельность которых не связана с оказанием услуг, являющихся целью создания банка (кредитной организации)), отражаются в балансе по цене приобретения с налогом на добавленную стоимость. При этом сумма уплаченного налога на расчеты с бюджетом не относится и покрывается за счет соответствующих источников финансирования.

При реализации или безвозмездной передаче основных средств производственного назначения, в том числе служебных легковых автомобилей и микроавтобусов, принятых на баланс банка с налогом на добавленную стоимость, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, согласно пп."в" п.50 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) определяется в виде разницы между суммой налога, учтенной в продажной (рыночной, аукционной) цене, и суммой налога, исчисленной по расчетной ставке, исходя из цены приобретения этих основных средств, и недосписанной через амортизацию (износ) на расходы банка.

Что касается основных средств непроизводственного назначения, в том числе легковых автомобилей и микроавтобусов, то при их реализации или безвозмездной передаче сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется в виде разницы между суммой налога, учтенной в продажной (рыночной, аукционной) цене, и суммой налога, покрытой за счет соответствующих источников финансирования.

 

09.01.98 Заместитель руководителя


Департамента налоговой политики

Н.А.КОМОВА

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024