Проблемная ситуация: Накопившиеся претензии по уплате
штрафных санкций и пени блокируют счета предприятий и лишают их возможности
осуществлять финансово-хозяйственные операции и выплачивать заработную плату. В
связи с вышеизложенным вносим очередные предложения по
внесению изменений в законодательство, касающихся порядка исчисления штрафов и
пени.
1. Провести реструктуризацию уже
имеющейся задолженности предприятий и банков перед бюджетом по штрафам и пене.
2. Изменить размер взыскиваемой пени с
0,2 процента на одну стовосьмидесятую действующей
ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
3. Разработать унифицированный закон о
порядке начисления пени по всем видам финансовых отношений.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 февраля 1998 г. N 04-01-10
Министерство финансов Российской
Федерации по поручению аппарата Правительства Российской Федерации рассмотрело
очередное письмо по вопросу порядка регулирования начисления пени и штрафов и
сообщает следующее.
На Ваше предыдущее письмо Министерство финансов
России дало ответ от 09.10.97 N 04-01-10, где подробно была разъяснена его
позиция по всем Вашим предложениям.
В связи с тем, что за прошедший период
были подготовлены новые законопроекты, хотелось бы добавить к представленному
ранее письму следующее.
Министерство финансов полностью согласно
с Вашим мнением относительно огромной суммы начисленных пени и штрафов на
предприятия и организации, которая тяжелым бременем ложится на ведение их
финансово-хозяйственной деятельности.
В настоящее время решение этой проблемы
является одной из главных проблем Правительства Российской Федерации и
Министерства финансов Российской Федерации. Решение этих вопросов нашло
отражение в ряде проектов законов, таких, как проект Федерального закона
"О федеральном бюджете на 1998 год", проект Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" и проект Налогового
кодекса Российской Федерации.
Относительно
предложений, касающихся реструктуризации задолженности, следует иметь в виду,
что в проекте Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год"
предусмотрено провести в 1998 г. реструктуризацию задолженности юридических лиц
перед федеральным бюджетом по налогам, сборам и начисленным пеням, а также
штрафам за нарушения налогового законодательства, имеющейся у них по состоянию
на 1 января 1998 г., путем предоставления юридическим лицам отсрочки (рассрочки) по уплате указанной задолженности по налогам и сборам -
до 4 лет, по пеням и штрафам - до 10 лет. Проценты за отсроченные
(рассроченные) суммы платежей взимаются в размере одной третьей ставки
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату
уплаты этих процентов.
Что касается
предложения об изменении размера взыскиваемой пени с 0,2 процента на одну стовосьмидесятую действующей в это время ставки
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, то в соответствии с
проектом Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" эта норма будет
составлять одну стопятидесятую действующей ставки
рефинансирования.
Далее сообщаем, что государственные
внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями,
непосредственно осуществляющими функции как по расчетам с плательщиками, так и
по применению штрафных санкций, руководствуются специальными законодательными
актами и нормативными документами, в связи с чем нет
необходимости и не представляется возможным разрабатывать унифицированный закон
о порядке начисления пени по всем видам финансовых отношений.
В настоящее время
Министерством финансов Российской Федерации в целях разрешения проблемы,
связанной с применением п.2 ст.855 Гражданского кодекса Российской Федерации,
регулирующего очередность списания средств со счетов предприятий в счет
погашения долгов различным кредиторам, в проекте Федерального закона "О
федеральном бюджете на 1998 год" предусмотрено, что при недостаточности
денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему
требований списание денежных средств по платежным
документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по
трудовому договору (контракту), осуществляется в третью очередь. При этом
списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди,
производится в порядке календарной очередности.
05.02.98 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ