Проблемная ситуация: Трастовая компания осуществляет
операции по купле-продаже прав на денежные зачеты в соответствии с положением,
утвержденным Письмом N 3-Б1-07/ПВ-6-09/738/130-96 от 22.10.96. Права на
денежные зачеты приобретаются в собственность компании, а затем продаются
третьим лицам. Право на денежный зачет оформляется договором об уступке права
требования и представляет собой имущественные права (права на получение
дебиторской задолженности), которые служат объектом купли-продажи. В настоящее
время денежные зачеты котируются на внебиржевом рынке ценных бумаг. Является ли
право на денежный зачет, производимый в соответствии с указанным нормативным
актом, ценной бумагой в соответствии с законодательством РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 февраля 1998 г. N 04-07-06
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо трастовой компании с просьбой дать разъяснение, является ли право на
проведение денежного зачета ценной бумагой, и сообщает следующее.
Статьей 143 ГК РФ к ценным бумагам отнесены
государственные облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и
сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя,
коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые
законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу
ценных бумаг.
Что касается возможности осуществления
сделок купли-продажи прав на денежные зачеты, то проведение таких зачетов
носило разовый характер, предусматривалось федеральными
законами о федеральном бюджете на соответствующий год и порядок проведения
зачетов устанавливался Правительством Российской Федерации.
Письмом
Министерства финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службы
Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации от 22 октября
1996 г. N ПВ-6-09/738, N 3-Б1-07, N 130-96 "О порядке проведения денежных
зачетов по доходам и расходам федерального бюджета на 1996 год и проведении
расчетов в особом порядке при исполнении отдельных статей расходов федерального
бюджета на 1997 год" (в ред. письма Минфина РФ N 3-Б1-07 от 28.01.97, Госналогслужбы РФ N ПВ-6-28/83, ЦБ РФ N
7-97 от 29.01.97; письма Минфина РФ от 20.10.97 N 3-Б1-07, Госналогслужбы РФ от
20.10.97 N КУ-6-09/739, ЦБ РФ от 22.10.97 N 3-У; письма Минфина РФ от 19.12.97
N 3-Б1-05, Госналогслужбы РФ от 22.12.97 N КУ-6-09/895, ЦБ РФ от 20.12.97 N
88-У) разъясняется особый порядок осуществления операций по проведению денежных
зачетов и расчетов при исполнении отдельных статей расходов федерального
бюджета.
Зачет производится
посредством осуществления проводок на балансовых счетах, которые открываются
предприятиям и организациям, имеющим задолженность по платежам в федеральный
бюджет (при условии, что причиной недоимки стало несвоевременное осуществление
с ними расчетов учреждений, организаций и предприятий, финансируемых из
бюджета), а также учреждениям, организациям и предприятиям, финансируемым из
федерального бюджета и участвующим в проведении денежных зачетов по погашению
кредиторской задолженности перед предприятиями, организациями - недоимщиками.
Учитывая, что для проведения зачета
указанным Письмом установлен особый порядок, считаем, что переуступка прав
является нарушением этого порядка, а также нарушением законодательства о
федеральном бюджете, в соответствии с которым бюджетное финансирование носит
целевой характер.
19.02.98 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ