Проблемная ситуация: Российское предприятие А удержало налог на доходы своего акционера - испанской
компании Б с дивидендов по ставке 15 процентов. Вся сумма дивидендов была
реинвестирована в предприятие А. Возможно ли решение проблемы значительного
налогового бремени, налагаемого на испанскую компанию в связи с ее инвестициями
в российское предприятие?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 марта 1998 г. N 04-06-05
Министерство Российской Федерации
рассмотрело обращение компании по вопросу налогообложения дивидендов,
получаемых испанской компанией, и в рамках своей компетенции сообщает
следующее.
В соответствии с действующим российским
законодательством иностранные юридические лица, получающие доходы в виде
дивидендов, не связанных с их деятельностью в Российской Федерации через
постоянное представительство, подлежат налогообложению у источника выплаты,
т.е. в Российской Федерации, по ставке 15%, если иное не предусмотрено
действующими международными соглашениями об избежании
двойного налогообложения.
В отношениях между Россией и Испанией
продолжает действовать Конвенция между Правительством СССР и Правительством
Испании об избежании двойного налогообложения доходов
и имущества от 1 марта 1985 г.
Согласно положениям ст.8
"Дивиденды" вышеупомянутой Конвенции, право облагать дивиденды
принадлежит как стране, резидентом которой является получатель такого дохода,
так и стране - источнику возникновения дохода. Однако в последнем случае ставка
налога на дивиденды в стране-источнике не должна превышать 18% от общей суммы
дивидендов.
В соответствии с российским налоговым
законодательством доходы испанской компании, получаемые из источников в
Российской Федерации, должны облагаться налогом по ставке 15% от общей суммы
дивидендов, что не противоречит положениям Конвенции 1985 г.
С учетом действующей Конвенции доходы в
виде дивидендов, полученные компанией в Российской Федерации, могут облагаться налогом как в России, так и в Испании.
Однако положения ст.16 Конвенции
("Устранение двойного налогообложения") устанавливают порядок
устранения двойного налогообложения одного и того же вида дохода, основанный на
нормах национального законодательства.
В соответствии с законодательством
Испании, если резидент Испании получает доход, который в соответствии с
положениями Конвенции может облагаться налогом в России, Испания разрешает
вычесть из налога на такой доход своего резидента сумму, равную уплаченному
налогу в России. Таким образом, не возникает двойное налогообложение одного и
того же вида дохода.
Одновременно информируем Вас о том, что в
настоящее время ведутся переговоры между Россией и Испанией по пересмотру
Конвенции 1985 г. В проекте новой Конвенции предусмотрено право облагать
дивиденды в стране-источнике по более низким ставкам.
С учетом вышеизложенного информируем Вас
о том, что порядок налогообложения дивидендов на территории Российской
Федерации, выплачиваемых российским предприятием испанской компании,
соответствует нормам российского налогового законодательства и мировой практике
налогообложения дивидендов (в том числе характерной для стран - членов ОЭСР,
куда входит и Испания).
Что касается порядка налогообложения
реинвестированных дивидендов, то действующее российское налоговое
законодательство не предусматривает каких-либо исключений в данном конкретном
случае. Аналогичный порядок налогообложения реинвестированных дивидендов
сохраняется и в проекте Налогового кодекса.
Хотелось бы отметить, что некоторые
зарубежные страны в своем законодательстве имеют положения, предоставляющие
льготный режим налогообложения реинвестированных дивидендов, получаемых
компаниями-нерезидентами. Однако такие льготы имеют жесткие ограничения,
касающиеся, в частности, сферы деятельности компаний.
В связи с вышеизложенным не видим реальной возможности в настоящее
время изменить порядок налогообложения дивидендов, в том числе
реинвестированных дивидендов, получаемых иностранными юридическими лицами от
источников в Российской Федерации.
17.03.98 Первый Заместитель
Министра
финансов
Российской Федерации
С.М.ИГНАТЬЕВ