Проблемная ситуация: Австрийская фирма ведет
строительство здания банка. В соответствии с Соглашением между СССР и
Австрийской Республикой об устранении двойного налогообложения доходов и
имущества от 10 апреля 1981 г. данная стройплощадка не является постоянным представительством
и, по нашему мнению, не должна уплачивать следующие налоги:
- налог на пользователей автодорог как
аналогичный налогу на прибыль;
- налог на имущество в соответствии с
положениями, содержащимися в обменных нотах от 10 апреля 1981 г. между г-м Каменсковым и г-м Бауэром;
- транспортный налог;
- местные налоги, т.к. в нормативных
актах региона, на территории которого осуществляется строительство, иностранные
юридические лица не выделены в составе налогоплательщиков (налогоплательщиками
признаются юридические лица).
Просим предоставить разъяснения
относительно правильности нашей позиции.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 марта 1998 г. N 04-06-05
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваш запрос и сообщает следующее.
В соответствии со
ст.2 действующего Соглашения между СССР и Австрийской Республикой об устранении
двойного налогообложения доходов и имущества от 10 апреля 1981 г. указанное
Соглашение распространялось в СССР на подоходный налог с иностранных
юридических лиц, подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог,
налог с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных
средств. Кроме того, Соглашение применяется к
любым по существу аналогичным налогам и сборам, которые взимаются в дополнение
к существующим налогам и сборам либо вместо них.
В связи с прекращением существования
СССР, правопреемницей которого стала Российская Федерация, и с учетом
действующего российского законодательства в настоящее время рассматриваемое
Соглашение распространяется в Российской Федерации на налог на прибыль (доход)
предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на строения
и на налог с владельцев транспортных средств.
В соответствии с п.2 ст.2 Соглашения его
положения будут также применяться ко всем налогам и сборам, по существу
аналогичным указанным выше, которые будут взиматься любым из Договаривающихся
Государств или его местными органами в дополнение к существующим налогам и
сборам либо вместо них.
Налог на пользователей автодорог не
является идентичным или по существу аналогичным налогом по отношению к налогу
на прибыль и другим видам налогов. Указанный вид налога по своему
экономическому содержанию не регулирует подоходное налогообложение, а
представляет собой целевой фискальный сбор.
Следует отметить и то, что сходная
расчетная налогооблагаемая база не может служить основанием
считать налог на прибыль и налог на пользователей автодорог по существу
аналогичными, так как расчетная база служит лишь для измерения налоговых
обязательств и не отражает экономического существа налога.
В соответствии с
действующим российским налоговым законодательством плательщиками налога на
пользователей автодорог являются как российские юридические лица, так и
иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность
на территории Российской Федерации, независимо от того, осуществляется такая
деятельность через постоянное представительство или нет (п.1 ст.5 Закона РФ от
18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", с изменениями
и дополнениями).
В отношении налога на имущество сообщаем,
что с учетом положений пп."а"
п.1 ст.2 Соглашения 1981 г. применительно к Российской Федерации (СССР)
Соглашение не распространяется на налог на имущество предприятий, поскольку
среди упомянутых налогов нет аналогичных или по существу идентичных налогу на
имущество предприятий. Таким образом, несмотря на положения, содержащиеся в
обменных нотах от 10 апреля 1981 г. между г-м Каменсковым и г-м Бауэром, австрийская фирма должна
уплачивать налог на имущество, находящееся на территории Российской Федерации,
в соответствии с российским налоговым законодательством.
Однако, если это
не противоречит австрийскому налоговому законодательству, Австрия в целях
устранения двойного налогообложения имущества может учесть уплаченный
австрийской фирмой налог на имущество в Российской Федерации при расчете
соответствующего австрийского налога.
Что касается уплаты транспортного налога,
то данный вид налога был введен Указом Президента Российской Федерации от 22
декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во
взаимоотношениях бюджетов различных уровней". При этом Указом
предусматривалось, что от уплаты транспортного налога освобождаются только
бюджетные организации. С учетом вышеизложенного иностранные юридические лица,
осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, являются
плательщиками данного налога.
Порядок исчисления и уплаты транспортного
налога иностранными юридическими лицами изложен в совместном Письме Госналогслужбы
России и Минфина России от 18 июля 1996 г. N N
ВГ-4-06/53н, 04-06-02, в котором уточняется, что иностранные юридические лица
представляют расчеты по транспортному налогу и производят уплату налога по
месту осуществления деятельности.
Однако в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1233 Указ Президента Российской
Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270 утратил силу.
В Письме Госналогслужбы России от 18
декабря 1997 г. N СШ-6-07/882, согласованном с Минфином России, разъясняется,
что транспортный налог отменен с 15 ноября 1997 г. При этом транспортный налог
за ноябрь прошлого года начисляется от 50% месячного фонда оплаты труда.
Что касается доводов о необоснованности
включения иностранных юридических лиц в состав плательщиков местных налогов, то
считаем, что, исходя из региональных нормативных актов, налогоплательщиками
признаются все юридические лица. Данная формулировка позволяет рассматривать в
качестве налогоплательщиков местных налогов как юридических лиц, образованных в
соответствии с законодательством Российской Федерации, так и юридических лиц,
образованных в соответствии с законодательством иностранных государств. Однако
должны подчеркнуть, что данный вопрос полностью находится в компетенции органов
власти указанного субъекта Российской Федерации и органов местного
самоуправления.
23.03.98 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ