Проблемная ситуация: Включается ли стоимость проездных
билетов, приобретаемых работниками системы социальной защиты населения,
обслуживающих престарелых граждан и инвалидов на дому, в совокупный
налогооблагаемый доход? Возможно ли освобождение от обложения подоходным налогом
стоимости путевок, предоставляемых органами социальной защиты населения
инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, инвалидам труда,
неработающим инвалидам по возрасту и другим слабозащищенным категориям граждан?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 ноября 1995 г. N 04-04-06
Министерство
финансов Российской Федерации в связи с письмом об обложении подоходным налогом
физических лиц, оказывающих социальные услуги престарелым гражданам и
инвалидам, а также по вопросу освобождения от обложения подоходным налогом
стоимости путевок, предоставляемых органами социальной защиты населения
инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, инвалидам труда,
неработающим инвалидам по возрасту и другим слабозащищенным категориям граждан,
считает необходимым обратить внимание Государственной налоговой службы Российской Федерации на следующее.
В соответствии с подпунктом "д"
пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с
физических лиц" из совокупного дохода работника исключаются
компенсационные выплаты, установленные для возмещения дополнительных расходов,
связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Однако при
определении порядка возмещения расходов работников, имеющих разъездной характер
работы, на наш взгляд, не следует руководствоваться только постановлением
Минтруда России от 29 июня 1994 года N 51 "О нормах и порядке возмещения
расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для
выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения
квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную
работу в пути на территории Российской Федерации", в котором установлены
только порядок и нормы возмещения расходов работников, имеющих разъездной
характер работы, а не их перечень. Исходя из пункта 5 утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1992 г. N 993
Положения о Министерстве труда Российской Федерации на Минтруд России не
возложено задач по формированию такого перечня.
Так, пунктом 2
статьи 36 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого
возраста и инвалидов" социальным работникам, занятым в государственном или
муниципальном секторах социального обслуживания, при исполнении ими служебных
обязанностей предоставлено право на бесплатный проезд на транспорте общего
пользования.
В связи с
вышеизложенным Департамент налоговых реформ считает допустимым выдачу проездных
билетов работникам системы социальной защиты населения на основании решения
Министерства социальной защиты без включения стоимости этих проездных
документов в облагаемый подоходным налогом доход этих физических лиц.
Что касается освобождения от
налогообложения стоимости путевок, выдаваемых органами социальной защиты
населения слабозащищенным категориям граждан, то они подлежат налогообложению в
общеустановленном законодательством порядке.
Исключением является выдача путевок
физическим лицам, не имеющим основного места работы. Таким
лицам, исходя из смысла пункта 34 Инструкции Государственной налоговой службы
Российской Федерации от 29 июня 1995 года N 35 "По применению Закона
Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" в
случаях, когда физическое лицо не имеет основного места работы и иных
источников дохода, кроме одного, то при исчислении налога источник выплаты
дохода производит уменьшение дохода на установленные законом вычеты на
основании заявления плательщика, соответствующих документов, подтверждающих
право на льготы и вычеты, а также трудовой книжки.
24.11.95 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ