Проблемная ситуация: В течение длительного периода для
оказания помощи нуждающимся широко использовались
кассы взаимопомощи (КВП), которые организовывались, как правило, профсоюзами.
Эти кассы являются самодеятельными организациями, используют только деньги
вкладчиков, не берут проценты за ссуды. Государство своим Законом от 10.01.97 N
11-ФЗ вмешалось в деятельность КВП, обложив ссуды налогом. По нашему мнению,
определение по данному виду беспроцентных ссуд материальной выгоды в виде
экономии на процентах неверно (пп."я13" п.1
ст.3 Закона "О подоходном налоге с физических лиц"), потому что в
данном случае имеет место двойное налогообложение: сначала трудящийся платит
подоходный налог со своей зарплаты, а потом после уплаты членских взносов в КВП
- и с ссуд. Считаем необходимым внести соответствующие поправки в действующее
законодательство.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 апреля 1998 г. N 04-04-06
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
В соответствии со ст.117 Гражданского
кодекса Российской Федерации общественные и религиозные организации
(объединения), включая и кассы взаимопомощи, образуются гражданами добровольно
на основе общности их интересов с целью удовлетворения духовных или иных
нематериальных интересов. При этом участники некоммерческой общественной
организации, имеющей статус юридического лица, согласно положениям п.2 ст.117
названного Кодекса не сохраняют прав на переданное ими этой организации в
собственность имущество, включая членские взносы.
Что же касается подоходного
налогообложения физических лиц в Российской Федерации, то оно осуществляется на
основании и в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 г.
"О подоходном налоге с физических лиц" (с последующими изменениями и
дополнениями). Объектом налогообложения является совокупный доход, полученный
физическим лицом в отчетном календарном году как в
денежной форме, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной
выгоды, порядок исчисления которой определен названным Законом.
Согласно пп."я13"
п.1 ст.3 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 в целях
налогообложения в совокупный доход, полученный физическими лицами в
налогооблагаемый период, не включается материальная выгода в виде экономии на
процентах при получении заемных средств от предприятий, организаций, а также
физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателя, если процент за
пользование такими средствами в рублях составляет не
менее 2/3 от ставки рефинансирования, установленной Банком России, или не менее
10 процентов годовых при получении заемных средств в валюте.
Если заемные
средства получены на более льготных условиях по сравнению с вышесказанными, то
материальная выгода определяется в виде положительной разницы между суммой,
исчисленной исходя из 2/3 ставки, установленной Банком России, по средствам,
полученным в рублях, или исходя из 10 процентов годовых по средствам,
полученным в иностранной валюте, и суммой фактически уплаченных процентов. Исчисленная материальная выгода подлежит налогообложению в порядке,
установленном вышеназванным Законом.
По нашему мнению, в случае получения
физическим лицом беспроцентных заемных средств из кассы взаимопомощи
материальная выгода определяется исходя из 2/3 ставки рефинансирования, установленной
Банком России, с суммы, являющейся разницей между полученными заемными
средствами и уплаченными членскими взносами.
Кроме того, доводим до Вашего сведения,
что изменение режима налогообложения производится путем внесения
соответствующих изменений в действующее налоговое законодательство в порядке,
предусмотренном ст.104 Конституции Российской Федерации.
03.04.98 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ