Проблемная ситуация: Некоммерческое общественное
объединение, основной деятельностью которого является благотворительность, для
решения уставных задач сдает в аренду нежилые помещения, кроме того, приобретая
услуги связи, электроэнергию, газ и т.п., перепоставляет
их своим арендаторам и сторонним организациям по ценам приобретения. Каков
порядок исчисления налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автодорог и
налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы?
Правомерным ли будет определение налогооблагаемой базы по перепродаже услуг
связи как разницы между продажной и покупной стоимостью этих услуг? Каким
образом должны отражаться в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках"
перечисленные операции?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 1998 г. N 04-05-11/42
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо и сообщает, что при рассмотрении вопроса о деятельности, связанной
с продажей услуг связи, электроэнергии, газа, воды и т.п., следует
руководствоваться нормами гражданского законодательства. Так, в соответствии со
ст.ст.539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации продажа (перепродажа)
энергии, газа, воды и т.п. может осуществляться только специализированными
снабженческими организациями на основании договора энерго- (газо-, водо- и т.п.)
снабжения.
Учитывая, что
организация не является снабженческой организацией, средства, поступающие ей от
других организаций (арендаторов) в оплату электроэнергии, газа и т.п., не могут
рассматриваться в качестве доходов от деятельности, связанной с продажей
(перепродажей) электроэнергии, газа и т.п.
Согласно Закону
Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в
Российской Федерации", с учетом внесенных в него изменений и дополнений,
объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции
(работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров,
реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой
деятельности.
В соответствии с
п.21.3 Инструкции Госналогслужбы России от 15 мая 1995 г. N 30 "О порядке
исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" организации,
уставной деятельностью которых является предоставление в аренду имущества, в
том числе по договору лизинга (кроме имущества, находящегося в государственной
собственности), уплачивают налог от арендной платы, полученной от реализации
этих услуг.
В бухгалтерском учете показатель выручки
от реализации продукции (работ, услуг), учитываемой на счете 46
"Реализация продукции (работ, услуг)", приводится по строке 010 формы
N 2 "Отчет о прибылях и убытках".
В указанном порядке налог уплачивается
теми организациями, в уставных документах которых имеется запись о
предоставлении в аренду имущества и которые выручку от этой деятельности должны
отражать по счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
Вместе с тем, если
в Уставе организации предоставление имущества в аренду как вид деятельности не
указан, а расходы, связанные с содержанием сдаваемого в аренду объекта,
арендатор возмещает сверх сумм арендной платы, отражение указанной
хозяйственной операции в бухгалтерском учете у арендодателя должно
производиться с использованием счета 46 "Реализация продукции (работ,
услуг)", что влечет за собой возникновение соответствующих налоговых
обязательств.
Если затраты по содержанию объекта,
сданного в аренду, у арендодателя покрываются общей суммой арендной платы, то
указанные расходы следует рассматривать как расходы, связанные с получением
дохода, отражаемые в бухгалтерском учете по дебету счета 80 "Прибыли и
убытки" в качестве операционных расходов.
В аналогичном порядке, по нашему мнению,
следует исчислять налог на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы.
06.04.98 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА