Проблемная ситуация: Кипрская фирма заключила с
российским юридическим лицом договор комиссии, в соответствии с которым
российское юридическое лицо, являясь комиссионером, осуществляет на территории
РФ реализацию товаров, собственником которых является комитент - кипрская
фирма. При этом комиссионер в соответствии с договором действует от своего
имени, но за счет комитента в рамках своей обычной деятельности.
Российское юридическое лицо (комиссионер)
не является дочерней компанией кипрской фирмы, никак не зависит от кипрской
фирмы и не имеет полномочий на заключение сделок от ее имени.
Учитывая изложенное, а также основываясь
на положениях Соглашения от 29.10.82 между СССР и Республикой Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, в
частности, на ст.ст.4 и 5 данного Соглашения, мы полагаем, что российское
юридическое лицо не будет рассматриваться в целях налогообложения как
постоянное представительство кипрской фирмы. Правильно ли это?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 апреля 1998 г. N 04-06-05
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваш запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Положения ст.4 Соглашения между
Правительством СССР и Правительством Республики Кипр об избежании
двойного налогообложения доходов и имущества от 29.10.82 рассматривают случаи,
при которых деятельность резидента одного договаривающегося государства,
осуществляемая на территории другого договаривающегося государства, приводит к
образованию постоянного представительства в этом другом государстве. Здесь
также отмечаются ситуации, при которых деятельность такого резидента,
осуществляемая в другом государстве, не будет рассматриваться как создающая
постоянное представительство.
В частности, п.5
ст.4 Соглашения определяет, что деятельность предприятия одного государства,
осуществляемая в другом государстве через брокера, комиссионера или любого
другого агента с независимым статусом, не приводит к образованию постоянного
представительства в другом государстве на основании того, что агент, являясь
независимым от предприятия как юридически, так и экономически и действуя от
имени предприятия, выполняет свою обычную предпринимательскую деятельность. Лицо, действующее от имени предприятия и деятельность которого
регулируется подробными инструкциями или находится под существенным контролем
со стороны предприятия, не может считаться независимым от предприятия. Учитывая
вышеизложенное, "агентом с независимым статусом" по отношению к
резиденту одного государства считается юридическое лицо, созданное по законодательству
другого государства, в управлении, имуществе и контроле над которым не
участвует резидент первого государства, а также физическое лицо, которое не
состоит в трудовых отношениях с резидентом первого государства.
Следует иметь в
виду, что если агент не только продает товары или продукцию предприятия от
своего собственного имени, но обычно действует в отношении этого предприятия
как постоянный агент, уполномоченный заключать контракты, то в связи с такой
деятельностью он будет считаться постоянным представительством предприятия, так
как он действует вне рамок своего обычного бизнеса.
Учитывая
вышеизложенное, а также принимая во внимание указанные в Вашем письме условия
деятельности кипрской компании на территории Российской Федерации через комиссионера
- российское юридическое лицо - в соответствии с п.5 ст.4 Соглашения между
Правительством СССР и Правительством Республики Кипр об избежании
двойного налогообложения доходов и имущества от 29.10.82, деятельность кипрской
компании, связанная с реализацией товара на территории Российской Федерации,
таким образом, не приводит к образованию
постоянного представительства, и, следовательно, прибыль от такой деятельности
не подлежит налогообложению в Российской Федерации.
20.04.98 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ