Проблемная ситуация: В соответствии с Письмом Минфина
России и Госналогслужбы России от 08.12.93 N 143, ЮУ-4-15/194н арендная плата
должна перечисляться арендаторами в соответствующий бюджет (по принадлежности
объектов собственности).
Может ли арендная плата перечисляться
арендаторами на счета комитетов по управлению имуществом, а также имеют ли
право комитеты по управлению госимуществом, выступающие в качестве
арендодателя, получать в соответствии с Законом N 4807-1 от 15.04.93 часть арендной
платы, подлежащей зачислению в соответствующий бюджет?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 апреля 1998 г. N 04-05-06/50
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваш запрос по вопросу перечисления арендной платы на счета комитетов по
управлению имуществом и сообщает.
В соответствии с
Положением о Государственном комитете Российской Федерации по управлению
государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. N 1190, указанный Комитет является
федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику
в области приватизации, управления и распоряжения федеральной собственностью и
координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной
власти.
При этом Госкомимущество России и его
территориальные органы образуют систему органов и финансируются за счет средств
федерального бюджета и иных источников в соответствии с действующим
законодательством.
В соответствии со ст.12 Конституции
Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти.
Согласно ст.ст.131 и 132 Конституции
Российской Федерации органы местного самоуправления, структура которых
определяется населением муниципального образования, самостоятельно управляют
муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Статьей 15 Федерального закона от 28
августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" определено, что в исключительном
ведении представительных органов местного самоуправления находится установление
порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Согласно Федеральному закону от 25
сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в
Российской Федерации" формирование и исполнение местного бюджета, к
собственным доходам которого отнесены доходы от сдачи в аренду муниципального
имущества, осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в
соответствии с уставом муниципального образования.
Что касается вопроса о перечислении
арендной платы на счета комитетов по управлению имуществом, то в соответствии с
упомянутым в запросе Письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 8
декабря 1993 г. N N 143, ЮУ-4-15/194н арендная плата
перечисляется в соответствующий бюджет по принадлежности.
Поскольку, как указывалось выше,
территориальные органы Госкомимущества России являются органами по приватизации
и управлению федеральной собственностью, то, по нашему мнению, они не могут
выступать арендодателями имущества, находящегося в муниципальной собственности,
а доходами от сдачи в аренду муниципального имущества органы местного
самоуправления, как было указано выше, распоряжаются самостоятельно.
Закон Российской
Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4807-1 "Об основах бюджетных прав и прав
по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и
исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" следует
применять, по нашему мнению, в части, не противоречащей Федеральному закону от
25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых
основах местного самоуправления в Российской Федерации".
30.04.98 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА