Проблемная ситуация: В связи с принятием Закона РФ от
14.02.98 N 29-ФЗ в Российской Федерации плательщиками акцизов стали
организации, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных
без таможенного оформления на территорию РФ. Поскольку механизм зачета акцизов,
уплаченных в стране происхождения подакцизных товаров, в Российской Федерации
еще не разработан, применение названного Закона привело к двойному
налогообложению товаров, производимых в Республике Беларусь.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 апреля 1998 г. N 01-10/04-1501
Минфин России рассмотрел Ваше письмо о
взимании акцизов по товарам, происходящим с территории Республики Беларусь, и
по согласованию с Госналогслужбой России, ГКТ России и МВЭС России сообщает
следующее.
В соответствии с
Федеральным законом от 14 февраля 1998 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" с 18 февраля 1998 г.
(момента вступления в силу данного Закона) плательщиками акцизов на территории
Российской Федерации являются организации, осуществляющие первичную реализацию
подакцизных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации без
таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве с другими государствами), или
использующие эти товары при производстве неподакцизных
товаров.
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 г. N 525 "Об отмене
таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой
Беларусь" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня
1995 г. N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации
от 25 мая 1995 г. N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе
Российской Федерации с Республикой
Беларусь" Приказом ГТК России от 7 июля 1995 г. N 443 таможенный контроль
и таможенное оформление перемещаемых через границу Российской Федерации с
Республикой Беларусь российских товаров и товаров, происходящих с территории
Республики Беларусь или выпущенных для свободного обращения в Республике
Беларусь, отменены. В связи с этим таможенные пошлины, сборы, налоги (включая
акцизы) с товаров, происходящих с территории Республики Беларусь, при ввозе на
территорию Российской Федерации таможенными органами не взимаются.
В соответствии с действующим российским законодательством
Российской Федерации сумма акциза, подлежащая уплате по подакцизным товарам,
происходящим и ввозимым с территории государств - участников Содружества
Независимых Государств, уменьшается на сумму акциза, уплаченную в стране их
происхождения. Как указано в Вашем письме, аналогичный порядок исчисления и
уплаты акцизов введен в Республике Беларусь.
В целях применения
зачетного механизма по подакцизным товарам, происходящим с территории
Республики Беларусь и реализуемым на территории Российской Федерации, а также
происходящим с территории Российской Федерации и реализуемым на территории
Республики Беларусь, хозяйствующим субъектам Российской Федерации и Республики
Беларусь, осуществляющим реализацию подакцизных товаров, ввезенных на
территории государств без таможенного оформления, или использующим эти товары
при производстве неподакцизных товаров, необходимо
представлять в налоговые органы
по месту постановки на налоговый учет документы, подтверждающие факт уплаты
акцизов в бюджет Республики Беларусь или Российской Федерации соответственно.
С целью
согласования механизма зачета сумм акцизов, уплаченных в стране происхождения
подакцизных товаров, в марте 1998 г. проведено совещание руководителей
налоговых, финансовых и таможенных ведомств Российской Федерации и Республики
Беларусь, на котором разработан проект порядка заполнения справки о фактической
уплате акцизов в бюджет государства - участника Таможенного союза, проект
справки о фактической уплате акцизов в бюджет государства - участника Таможенного
союза, который может
рассматриваться как основной документ, подтверждающий уплату акцизов в стране
происхождения подакцизных товаров. Кроме того, стороны договорились, что
таможенные ведомства двух государств обменяются перечнями подакцизных товаров, подлежащих
маркировке, с указанием кодов ТН ВЭД СНГ, которые также будут направлены
налоговым органам.
В ходе совещания Государственным
таможенным комитетом России предложено возложить на таможенные органы контроль за взиманием косвенных налогов в отношении
подакцизных товаров, подлежащих лицензированию, а также в отношении подакцизных
товаров, подлежащих маркировке. В настоящее время действующим порядком
перемещения таких товаров через общую границу Российской Федерации и Республики
Беларусь предусмотрено осуществление таможенными органами элементов контроля за
взиманием косвенных налогов (например, внесение на депозит таможенного органа
денежных средств в качестве обеспечения уплаты
таможенных платежей в отношении лицензируемых подакцизных товаров и подакцизных
товаров, подлежащих маркировке).
По результатам совещания стороны решили в
ближайшее время согласовать и подписать межведомственные протоколы,
регламентирующие порядок зачета сумм акцизов в государстве ввоза подакцизных
товаров, уплаченных при производстве данных товаров в государстве их вывоза.
30.04.98 Министр финансов
Российской Федерации
М.М.ЗАДОРНОВ