Проблемная ситуация: По мнению ГНС, нельзя относить на
себестоимость затраты, произведенные при создании изобретений, не внедренных в
производство, т.е. при отсутствии факта реализации новой продукции. Если
следовать логике ГНС, затраты по новым (неопробованным и, тем более, не
запущенным в производство) изобретениям финансируются из чистой прибыли и
никакой льготы по налогообложению не имеется. По нашему мнению, в такой
редакции и такой трактовке пп."д"
п.2 Положения о составе затрат не стимулирует создание и использование объектов
промышленной собственности. Возможно ли разобраться в данном вопросе и
определить порядок списания на финансовый результат затрат, которые в
соответствии с пп."д"
п.2 Положения относятся на себестоимость (списываются на финансовый результат по
факту получения результата опробования изобретения после проведения конкурса)
или списываются на финансовый результат по факту реализации результата
опробования изобретения (по факту реализации итогов конкурса), и издать
соответствующий нормативный акт?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 мая 1998 г. N 04-02-05/3
Министерством финансов Российской
Федерации неоднократно рассматривались обращения по вопросу налогообложения при
создании и использовании изобретений.
На основании представленных
материалов Вам были даны разъяснения по вопросу отражения в бухгалтерском учете
затрат по выполненным и оформленным в установленном порядке, но не
реализованным покупателю (заказчику) научно-исследовательским работам;
лицензионных платежей по заключенным лицензионным договорам на использование
патентов. Разъяснения Госналогслужбы России,
изложенные в Вашем письме, считаем обоснованными. На финансовый результат
затраты списываются после реализации результата опробования изобретения.
Что касается
вопроса о внесении изменений в Положение о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых
при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства
Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с учетом изменений и дополнений), то
необходимо отметить следующее.
16 апреля 1998 г. Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект
Налогового кодекса Российской Федерации.
В проекте Налогового кодекса
принципиально меняется подход к определению налогооблагаемой прибыли. Налоговая
база будет определяться как разница между доходами, полученными
налогоплательщиком за налоговый период, и расходами, связанными с производством
и реализацией товаров (работ, услуг) за этот же период, т.е. вводится
общепринятый в мировой практике порядок определения налоговой базы как реально
полученной в налоговом периоде прибыли.
С введением в действие Налогового кодекса
федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории
Российской Федерации, утрачивают силу или подлежат приведению в соответствие с
Кодексом. С учетом сказанного, вносить какие-либо изменения в действующие нормативные
акты нецелесообразно.
07.05.98 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН