Проблемная ситуация: 1. Чем руководствоваться
профессиональному участнику рынка ценных бумаг при составлении бухотчетности за 1997 г. (до вступления в силу
Постановления ФКЦБ N 40)?
2. Распространяется ли на
профессионального участника требование нормирования расходов на рекламу при
определении налогооблагаемой прибыли?
3. Что считается убытком от реализации
ценных бумаг у профессионального участника: только отрицательная разница между
продажной и покупной стоимостью (без учета общехозяйственных расходов) или
также и отрицательный результат, образовавшийся вследствие списания
общехозяйственных расходов (при положительной разнице между продажной и
покупной стоимостью до списания сч.26)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 мая 1998 г. N 04-02-05/7
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо ООО и по отдельным вопросам налогообложения
прибыли и учета операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка
ценных бумаг сообщает следующее.
1. До ввода в действие
"Правил отражения профессиональными участниками рынка ценных бумаг и
инвестиционными фондами в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными
бумагами", утвержденных Постановлением ФКЦБ от 27.11.97 N 40,
профессиональные участники рынка ценных бумаг должны были руководствоваться при
ведении бухгалтерского учета нормами Федерального закона "О бухгалтерском
учете" от 21.11.96 N 129-ФЗ, Федерального закона "О рынке ценных
бумаг" от 22.04.96 N 39-ФЗ, Положением о
бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом
Минфина России от 26.12.94 N 170, Планом счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его
применению, утвержденными Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, Приказом
Минфина России "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с
ценными бумагами" от 15.01.97 N 2, а также Письмом Минфина России
от 21.05.93 N 62 "О порядке оценки чистых активов, особенностях состава
затрат, формирования финансовых результатов и бухгалтерском учете в
инвестиционных фондах".
2. В соответствии с
п.3.2 Правил отражения профессиональными участниками рынка ценных бумаг и
инвестиционными фондами в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными
бумагами, утвержденных Постановлением ФКЦБ от 27.11.97 N 40, профессиональные
участники рынка ценных бумаг ведут учет затрат, включаемых в издержки, согласно
требованиям Положения о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о
порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении
прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
05.08.92 N 552.
Подпунктом "у" п.2 указанного
Положения для целей налогообложения расходы на рекламу включаются в
себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, утвержденных в
установленном порядке.
3. Впредь до принятия в установленном
порядке нормативного акта, определяющего особенности формирования себестоимости
и финансовых результатов в целях налогообложения у профессиональных участников
финансового рынка, им следует руководствоваться общим порядком отнесения
общехозяйственных расходов на себестоимость оказываемых услуг.
Убытком от реализации ценных бумаг,
приобретенных профессиональными участниками рынка ценных бумаг для перепродажи,
будет являться отрицательная разница между выручкой от продажи ценных бумаг и
их учетной стоимостью, процентами по проданным облигациям, начисленными с
момента их последней выплаты, расходами в виде комиссионных вознаграждений.
Убытком от реализации ценных бумаг,
приобретенных профессиональными участниками рынка ценных бумаг с целью
получения инвестиционного дохода, будет являться отрицательная разница между
продажной ценой ценных бумаг и их первоначальной стоимостью.
Причем для целей налогообложения убытки
от реализации ценных бумаг не уменьшают налогооблагаемую базу при исчислении
налога на прибыль.
19.05.98 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ