Проблемная ситуация: Возможно ли проведение
взаимозачета НДС, подлежащего взиманию таможенными органами при ввозе ОАО,
расположенным в Республике Чувашия, с территории Германии технологического
оборудования для фильтрации и розлива пива на территорию РФ, и НДС, подлежащего
возмещению из бюджета в момент принятия на учет?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 мая 1998 г. N 04-03-08
В связи с Вашим
письмом по вопросу освобождения от налога на добавленную стоимость оборудования, ввозимого на территорию Российской Федерации с
территории Германии, Минфин России сообщает следующее.
В соответствии с Законом Российской
Федерации "О налоге на добавленную стоимость" товары, ввозимые на
территорию Российской Федерации, облагаются налогом на добавленную стоимость в
соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным
законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 685 "Об основных направлениях
налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и
платежной дисциплины" налог на добавленную стоимость при импорте товаров
уплачивается не позднее момента таможенного оформления ввезенных товаров.
Порядок и сроки
уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию
Российской Федерации определяются Инструкцией "О порядке применения налога
на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской
Федерации", утвержденной Приказом ГТК России от 6 августа 1997 г. N 478 "О
применении налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию
Российской Федерации".
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. N 1173 "О дополнительных мерах по
мобилизации кассовых поступлений в федеральный бюджет" Правительству
Российской Федерации поручено начиная с 1 января 1998 г. прекратить любые формы
зачетов по обязательствам организаций по уплате налогов (недоимки) в
федеральный бюджет.
Учитывая
изложенное, а также принимая во внимание, что в настоящее время одним из
основных направлений государственной политики в области налоговой реформы в
Российской Федерации является сокращение льгот и исключений из общего режима
налогообложения, производить зачет подлежащих возмещению ОАО сумм налога на
добавленную стоимость в счет налога, подлежащего уплате таможенным органам при
ввозе на территорию Российской Федерации технологического оборудования, как
предлагается в письме ГТК
России, правовых оснований не имеется.
Кроме того, согласно бюджетному
законодательству Российской Федерации налог на добавленную стоимость, взимаемый
таможенными органами при ввозе товаров на российскую территорию, полностью
поступает в федеральный бюджет, а при принятии основных средств на учет у
налогоплательщика 25 процентов от суммы налога возмещается за счет бюджета
субъекта Российской Федерации. В связи с этим при проведении указанной формы
зачета неизбежны потери федерального бюджета.
Одновременно
сообщается, что Минфином России неоднократно рассматривались предложения
предприятий, министерств и администраций ряда областей о проведении
взаимозачета налога на добавленную стоимость, подлежащего взиманию таможенными
органами при ввозе оборудования на территорию Российской Федерации, в том числе
оборудования, предназначенного для производства социально значимых товаров, и
налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению из бюджета в момент
принятия основных средств на учет, и не были
поддержаны по вышеуказанным причинам.
29.05.98 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ