Проблемная ситуация: 1. В
соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним",
определяющей правовую основу законодательного регулирования отношений,
возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним, компетенция субъекта РФ ограничена принятием нормативных правовых
актов только по вопросам создания регистрирующих органов. Правомерно ли
в таком случае утверждение порядка взимания и зачисления платы исполнительным
органом власти субъекта РФ?
2. Порядок осуществления безналичных и
наличных расчетов, в том числе по обязательствам физических и юридических лиц
перед бюджетом, определяется федеральными нормативными правовыми актами. В
каких пределах возможно правовое регулирование на уровне субъекта РФ этих
вопросов?
Подлежит ли налогообложению:
- плата за государственную регистрацию
сделок с недвижимым имуществом;
- плата за предоставление информации о
зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним?
К какому виду доходов в соответствии с
Бюджетной классификацией РФ относится указанная выше плата? Как должен вестись
учет средств, поступающих от платы?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 июня 1998 г. N 04-05-08/4
Департамент налоговой политики
на Ваш запрос сообщает следующее.
1. В соответствии с п.2 ст.3 Федерального
закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним" субъекты Российской Федерации принимают
нормативные правовые акты о поэтапном создании органов, осуществляющих
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Что касается
утверждения порядка взимания платы за государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о
зарегистрированных правах, то согласно Постановлению Правительства Российской
Федерации от 26 февраля 1998 г. N 248 "Об установлении максимального
размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и
сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
обеспечивают решение вопросов, связанных с определением размеров, порядка,
сроков и формы внесения взимаемой на территории субъекта Российской Федерации
платы за государственную регистрацию прав и за предоставление информации о
зарегистрированных правах с учетом ее максимальных размеров.
2. Правовое регулирование порядка
осуществления безналичных и наличных расчетов, в том числе по обязательствам
физических и юридических лиц перед бюджетом, на уровне субъектов Российской
Федерации, по нашему мнению, возможно лишь в пределах, устанавливаемых в
федеральных нормативных правовых актах.
Статьей 57 Конституции Российской
Федерации определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и
сборы.
До определения
статуса платы за государственную регистрацию сделок с недвижимым имуществом и
платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое
имущество и сделках с ним в соответствии со ст.57 Конституции Российской
Федерации, а также определения режима их уплаты дать заключение о порядке
применения налоговых законов в отношении этих платежей не представляется
возможным.
Считаем необходимым запросить Минюст
России о статусе указанных средств.
В случае подтверждения их статуса как
налоговых платежей необходима разработка и принятие соответствующих налоговых
законов.
05.06.98 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА