Проблемная ситуация: В связи с предстоящим
рассмотрением в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
Соглашений об избежании двойного налогообложения
между Российской Федерацией и Нидерландами и между Российской Федерацией и
Марокко возможно ли предоставить дополнительную информацию, имеющую отношение к
данным Соглашениям?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 июня 1998 г. N 01-10/04-2003
Настоящим в связи с предстоящим
рассмотрением в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
Соглашений об избежании двойного налогообложения
между Российской Федерацией и Нидерландами и между Российской Федерацией и
Марокко доводим до Вашего сведения дополнительную информацию, имеющую отношение
к данным Соглашениям.
I. Применительно к Нидерландам
1. Пояснительная записка к Соглашению
между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства
Нидерландов об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и
имущество
Соглашение между Правительством
Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество
подписано в г.Москве 16
декабря 1996 г.
Новое Соглашение
заменит собой действующую Конвенцию между Правительством СССР и Правительством
Королевства Нидерландов об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 21 ноября 1986 г.
Необходимость пересмотра ранее действовавшей Конвенции вызвана изменившимися
условиями хозяйствования в Российской Федерации, переходом на рыночные условия
жизни, а также введением принципиально новой системы налогов в России и
изменениями налогового законодательства в Нидерландах.
Целью вышеуказанного Соглашения является
обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из
Договаривающихся Государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того
же вида дохода или вида имущества в своей стране и стране-партнере. Решение
этого вопроса позволяет на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из
Договаривающихся Государств иностранные инвестиции и обеспечить условия для
устранения двойного налогообложения предприятий, организаций и граждан.
При подготовке указанного Соглашения
Российская Сторона основывалась на типовой модели соглашений об избежании двойного налогообложения, утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 352, а
также Договаривающиеся Государства руководствовались типовой моделью,
рекомендованной Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), и
типовой моделью ООН.
2. Основные положения Соглашения (с
сопоставлением с положениями старого Соглашения)
Сфера применения Соглашения
Соглашение распространяется на налоги на доходы и имущество юридических и физических лиц,
имеющих постоянное местопребывание или постоянное место жительства в Российской
Федерации или Нидерландах.
Налогообложение доходов (прибыли) от
предпринимательской деятельности
Соглашение предусматривает, что
налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица
одного Договаривающегося Государства в другом Договаривающемся Государстве
производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом
государстве через постоянное представительство. Однако в отношении
строительно-монтажных работ считается, что такие работы создают постоянное
представительство, если их продолжительность превышает 12 месяцев (аналогичный
срок был предусмотрен и старым Соглашением).
В Соглашении уточнено, что в любом случае
шахта, нефтяная или газовая скважина, карьер или другое место добычи полезных
ископаемых будут рассматриваться как постоянное представительство и подлежать
обложению налогом на прибыль.
Налогообложение доходов от имущества и самого
имущества
Доходы от использования имущества и само
имущество облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически
находится. Исключение сделано в отношении транспортных средств, которые
облагаются в том государстве, резидентом которого является предприятие,
получающее прибыль от эксплуатации таких транспортных средств.
Налогообложение дивидендов
Право взимать налоги с дивидендов,
получаемых из другого Договаривающегося Государства, предоставлено стране-получателю.
В то же время оговаривается право взимания налога и в стране-источнике, однако
в этом случае налог не может превышать:
а) 5% от общей суммы дивидендов, если
фактическим владельцем дивидендов является компания, которая инвестировала в
компанию, выплачивающую дивиденды, не менее 75 тыс.ЭКЮ или эквивалентную сумму в национальной валюте и
прямое участие которой в капитале компании, выплачивающей дивиденды, составляет
не менее 25%;
б) 15% от общей суммы дивидендов во всех
остальных случаях.
В действующей Конвенции 1986 г.
предусмотрено, что ставка налога на дивиденды у источника выплаты составляет
15% от общей суммы дивидендов во всех случаях.
Налогообложение процентов
Право взимать налоги с процентов,
выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено
стране-получателю при условии, что лицо, получающее проценты, является
фактическим владельцем такого дохода.
Налогообложение роялти
Право взимать налоги с роялти
предоставлено стране, резидентом которой является получатель таких доходов.
Налогообложение доходов физических лиц
Соглашение предусматривает режим
налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому
в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих
доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней за любые 12
месяцев. Исключение, с учетом международной практики, сделано для членов
экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих,
пенсионеров, студентов и практикантов высших учебных заведений, учителей и профессоров.
Новым Соглашением предусмотрена
возможность осуществления налоговыми органами корректировок цен в случае
взаимозависимых предприятий (установления трансфертных цен).
В отличие от старой Конвенции 1986 г.
Соглашение содержит специальные положения о налогообложении доходов, связанных
с оффшорной деятельностью. При этом для целей Соглашения под оффшорной
деятельностью понимается деятельность, связанная с исследованием и эксплуатацией
морского дна, его недр и их природных ресурсов, которая осуществляется в
оффшорной зоне, расположенной в Договаривающемся Государстве.
Соглашение
гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру
рассмотрения обращений и заявлений плательщиков и разрешения споров, обмена
информацией между компетентными органами (что крайне важно ввиду отсутствия
таких положений в старом Соглашении), процедуру оказания помощи во взимании
налогов (эти положения также отсутствовали в старом Соглашении) и процедуру
устранения двойного налогообложения доходов и имущества.
Соглашение подлежит
ратификации и вступает в силу на тридцатый день после получения последнего из
уведомлений о выполнении Договаривающимся Государством процедур, необходимых
для вступления в силу Соглашения, и применяется до тех пор, пока одно из
Договаривающихся Государств не денонсирует его после окончания пяти лет со дня
вступления Соглашения в силу путем передачи по дипломатическим каналам
письменного уведомления о прекращении его действия, но не позднее чем за 6 месяцев до окончания
любого календарного года.
Соглашение способствует развитию
торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Россией и
Нидерландами, а также привлечению взаимных инвестиций. Доходная база российских
бюджетов не сузится, т.к. некоторое уменьшение налогового бремени для
голландских юридических и физических лиц в Российской Федерации будет
компенсировано за счет аналогичного его увеличения в отношении прибыли и
доходов, полученных российскими организациями и гражданами на территории
Нидерландов. Более того, получение возможности для налоговых органов обеих
стран обмениваться необходимой информацией приведет к выявлению дополнительных
источников поступлений в соответствующие бюджеты.
3. Справка по основным налогам
Нидерландов
Налог Ставка (%)
Подоходный налог - 60
Налог на доходы от капитала (capital gains) - 60 <*>
Налог на чистую стоимость имущества - 0,8
Налог у источника выплаты дивидендов
- 25
--------------------------------
<*> - взимается с отдельных видов
дохода, в т.ч. в связи
с
реализацией коммерческой собственности, недвижимого
имущества, некоторыми операциями с акциями
Проценты и роялти освобождены от налога у
источника выплаты, хотя проценты, в случае существенного участия получателя в
капитале должника, включаются в общий облагаемый доход и облагаются соответственно.
II. Применительно к Марокко
1. Пояснительная записка к Соглашению
между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко
об избежании двойного налогообложения в отношении
налогов на доходы и имущество
Соглашение между Правительством
Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на
доходы и имущество подписано в г.Москве
4 сентября 1997 г.
С учетом того, что до настоящего времени
между двумя государствами не было заключено налоговое соглашение, в отношениях
между ними и их субъектами предпринимательской деятельности применяются нормы
национального законодательства.
Сейчас на основании имеющейся информации,
в т.ч. предоставленной Торговым представительством
Российской Федерации в Марокко, следует признать факт существенного дисбаланса
в двусторонних торгово-экономических, кредитных и инвестиционных отношениях в
пользу нашей страны. Таким образом, заключаемое Соглашение об
избежании двойного налогообложения между Россией и
Марокко, предусматривающее пониженные ставки налогов у источника выплаты дохода
в форме дивидендов, процентов и роялти (доходов от авторских прав и лицензий)
по сравнению с предусмотренными национальным законодательством, в большей мере
отвечают интересам именно нашего государства.
Учитывая, что за последние годы возросло
количество совместных предприятий с участием российского капитала, в том числе
в форме прямых инвестиций, крайне важно было решить вопрос минимизации ставки
налога на дивиденды в стране нахождения источника их выплаты. По марокканскому
законодательству ставка такого налога равна 10%. В Соглашении предусмотрено 2
ставки, в т.ч. пониженная до 5% в случае, если
участие получателя таких дивидендов в компании, выплачивающей дивиденды,
составляет не менее 500 тыс.долл.США.
Во всех остальных случаях ставка равна 10%.
Аналогично удалось договориться в
отношении налога у источника выплаты процентов. По национальному
законодательству Марокко эти доходы в основном облагаются по обычной ставке
корпоративного налога (44%). Соглашением предусмотрена единая ставка такого
налога в пределах 10%.
Такая же максимальная ставка (10%)
согласована и в отношении роялти, которые по национальному законодательству
Марокко также как и проценты облагаются по обычной ставке корпоративного
налога. С учетом того, что к роялти марокканцы относят и вознаграждения за
технические услуги, а объем российских поставок оборудования и оказания услуг в
связи с этими поставками достаточно велик, установление такой пониженной ставки
налога на роялти очень выгодно для России.
Еще одной важной задачей данного
Соглашения (помимо минимизации налоговых обязательств российских предприятий,
организаций и граждан в Марокко) является обеспечение условий, при которых
юридические и физические лица каждого из Договаривающихся Государств не будут
дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода или имущества в своей
стране и стране-партнере. Решение этого вопроса позволяет на взаимовыгодных
началах привлечь в каждое из Договаривающихся Государств иностранные
инвестиции, в т.ч. в форме новых технологий,
кредитные ресурсы, развивать техническое содействие и широкомасштабное
сотрудничество в других формах.
При подготовке указанного Соглашения
Российская Сторона основывалась на типовой модели соглашений об избежании двойного налогообложения, утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 352, а
также Договаривающиеся Государства руководствовались типовыми моделями,
рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и
Организацией Объединенных Наций (ООН).
2. Основные положения налогового
Соглашения
Сфера применения Соглашения
Соглашение распространяется на налоги на доходы и имущество юридических и физических лиц,
имеющих постоянное местопребывание или постоянное место жительства в Российской
Федерации или Марокко.
Налогообложение доходов (прибыли) от
предпринимательской деятельности
Соглашение предусматривает, что
налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица
одного Договаривающегося Государства в другом Договаривающемся Государстве
производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом
государстве через постоянное представительство. При этом в отношении строительно-монтажных
работ и связанной с ними надзорной деятельности установлено, что получаемая от
этой деятельности прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность
таких работ превышает 8 месяцев.
Налогообложение доходов от имущества и самого
имущества
Доходы от использования имущества и само
имущество облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически
находится. Исключение сделано в отношении транспортных средств, которые
облагаются в том государстве, резидентом которого является лицо, получающее
доход от эксплуатации таких транспортных средств.
Налогообложение дивидендов
Право взимать налоги с дивидендов,
получаемых из другого Договаривающегося Государства, предоставлено
стране-получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в
стране-источнике, однако, в этом случае налог не может превышать 5% от общей
суммы дивидендов, если доля участия резидента другого государства в капитале
компании, выплачивающей дивиденды, превышает 500 000 долларов США; во всех
остальных случаях - 10% от общей суммы дивидендов.
Налогообложение процентов
Право взимать налоги с процентов,
выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено
стране-получателю. В то же время оговорено право взимания налога и в
стране-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 10% от общей
суммы процентов. При этом независимо от вышеуказанного
проценты освобождаются от уплаты налога в договаривающемся государстве, в
котором они возникают, если таким видом дохода являются проценты по ссудам,
предоставляемым одному из Договаривающихся Государств или гарантированным
государством, и проценты по валютным депозитным вкладам.
Налогообложение доходов от авторских прав и
лицензий
Право взимать налоги на доходы от
авторских прав и лицензий предоставлено стране-получателю. В то же время
оговаривается право взимания налога и в стране-источнике, но в этом случае
налог не может превышать 10% от общей суммы таких доходов.
Налогообложение доходов физических лиц
Соглашение предусматривает режим
налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому
в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих
доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение любого
12-месячного периода. Исключение, с учетом международной практики, сделано для
членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных
служащих, пенсионеров, студентов, практикантов высших учебных заведений и
преподавателей.
Соглашение гарантирует недопущение
налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и
заявлений налогоплательщиков и разрешения споров, а также вопросы обмена
информацией между компетентными органами договаривающихся государств,
определяет методы устранения двойного налогообложения.
Соглашение подлежит ратификации и
вступает в силу с даты последнего из уведомлений о
выполнении процедур, необходимых для его вступления в силу. Положения нового
Соглашения применяются до тех пор, пока одно из Договаривающихся Государств не
прекратит его действие путем передачи по дипломатическим каналам письменного
уведомления о прекращении его действия по крайней мере
за шесть месяцев до окончания любого календарного года по истечении пяти лет с
даты вступления Соглашения в силу.
Соглашение способствует развитию
торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Россией и
Марокко, а также привлечению взаимных инвестиций. Доходная база российских
бюджетов не сузится, т.к. некоторое уменьшение налогового бремени для
марокканских юридических и физических лиц в Российской Федерации будет
компенсировано за счет аналогичного его увеличения в отношении прибыли и
доходов, полученных российскими организациями и гражданами на территории
Марокко. Получение возможности для налоговых органов обеих стран обмениваться
необходимой налоговой информацией приведет к выявлению дополнительных
источников поступлений в соответствующие бюджеты.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН
10.06.1998