Проблемная ситуация: В связи с предложением о
консолидации средств от уплаты патентных пошлин в федеральном бюджете просим
рассмотреть вопрос о сохранении системы охраны интеллектуальной собственности в
РФ, т.к. средства от уплаты патентных пошлин являются
по сути единственным источником минимально необходимого финансирования
государственного патентного ведомства; государственное патентное ведомство
составляет основу национальной системы охраны интеллектуальной собственности;
разрушение системы нанесет непоправимый урон экономике России, приведет к срыву
целого ряда ее международных договоров и обязательств.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июня 1998 г. N 01-10/04-2074
Во исполнение поручения Правительства
Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации сообщает
следующее.
Учитывая
критическую ситуацию, сложившуюся с поступлением средств в федеральный бюджет,
на заседании 13 марта 1998 г. Временной межведомственной комиссии по
реструктуризации бюджетных обязательств было признано целесообразным
осуществлять зачисление патентных пошлин в доходы федерального бюджета с
последующим финансированием Роспатента (Патентного ведомства) из федерального
бюджета в согласованных с Министерством финансов Российской Федерации объемах.
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 26 мая 1998 г. N 597 Правительство
Российской Федерации подготовило проект Программы экономии государственных
расходов, в котором также признано целесообразным направить в доходы
федерального бюджета внебюджетные средства, поступающие от патентных пошлин и
регистрационных сборов за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных
и топологий интегральных микросхем.
Возможный объем поступлений от этого вида
доходов оценивается в расчете на год в 103,3 млн.рублей.
При подготовке
первоначального варианта проекта Налогового кодекса Российской Федерации,
учитывая, что патентование и регистрация изобретений и других объектов
промышленной собственности является юридически значимым действием, которое от
имени государства осуществляет Патентное ведомство, было предусмотрено взимание
государственной пошлины за патентование изобретения, полезной модели,
промышленного образца, регистрацию товарного знака, знака обслуживания,
наименование места происхождения товара или предоставление права пользования
наименованием места происхождения товара с
зачислением ее в федеральный бюджет.
В ходе подготовки
уточненного проекта Налогового кодекса Российской Федерации с целью обеспечения
его скорейшего принятия Министерством финансов Российской Федерации был
исключен ряд положений, которые, не затрагивая общей идеологии этого документа,
в случае их сохранения могли серьезно затруднить процесс его рассмотрения в
Правительстве Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации. В частности, из
проекта Налогового кодекса Российской Федерации были исключены статьи,
предусматривающие взимание государственной пошлины за патентование и
регистрацию изобретений и других объектов промышленной собственности.
Однако это не изменило принципиальную
позицию Министерства финансов Российской Федерации о том, что все налоги, сборы
и иные платежи, носящие обязательный характер, в том числе и патентные пошлины,
должны уплачиваться в бюджет.
Что касается содержания Патентного
ведомства, то поскольку оно является федеральным органом, то и финансирование
его должно производиться из федерального бюджета.
16.06.98 Министр финансов
Российской Федерации
М.М.ЗАДОРНОВ