Проблемная ситуация: До принятия соответствующих
изменений в федеральном законодательстве предлагаем установить следующий
временный порядок очередности списания средств, поступающих на расчетный
(текущий) счет, при недостаточности денежных средств для
удовлетворения всех предъявленных к нему требований и после платежей первой и
второй очереди, установленных ГК РФ:
предоставить право направлять 50%
поступающих на расчетный (текущий) счет средств на выплату зарплаты работникам,
уплату подоходного налога и отчислений в ПФ и другие социальные государственные
внебюджетные фонды;
оставшуюся часть поступающих на расчетный
(текущий) счет средств направлять на причитающиеся платежи в бюджет и
государственные внебюджетные фонды по платежным документам, предусматривающим
списание в безакцептном порядке календарной
очередности.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июня 1998 г. N 04-01-01
Министерство финансов Российской
Федерации во исполнение поручения Правительства Российской Федерации
рассмотрело Ваше письмо и сообщает следующее.
Конституционный Суд
Российской Федерации в своем Постановлении от 23 декабря 1997 г. N 21-П признал
не соответствующим Конституции Российской Федерации положение абзаца четвертого
п.2 ст.855 Гражданского кодекса Российской Федерации и указал на невозможность
установления приоритета списания по платежным поручениям, предусматривающим
перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами,
работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный
фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного
медицинского страхования, как это предусмотрено абзацем четвертым п.2 ст.855 Гражданского
кодекса Российской Федерации по отношению к списанию по платежным документам,
предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые
не предусмотрены в третьей очереди, а предусмотрены
в абзаце пятом данного пункта.
До внесения необходимых изменений в п.2
ст.855 Гражданского кодекса Российской Федерации ст.17 Федерального закона
"О федеральном бюджете на 1998 год" определен порядок, в соответствии
с которым списание средств на налоги и на заработную плату осуществляется в одной
группе очередности (внутри группы в порядке календарной очередности).
По мнению
Министерства финансов Российской Федерации, норма ст.17 названного Федерального
закона наиболее полно соответствует требованиям принятого Конституционным Судом
Российской Федерации решения "о равенстве" налогов и заработной платы
и улучшает для предприятий положение с выплатой заработной платы, поскольку
ранее, в соответствии с Письмом Минфина России, Госналогслужбы России и Банка
России (от 22.08.96 NN ВГ-6-09/597, 318), отчисления в бюджет и государственные внебюджетные фонды исполнялись банками в
первоочередном порядке по сравнению с заработной платой.
В настоящее время в
целях реализации ст.17 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998
год" подготовлено и проходит стадию подписания совместное письмо Минфина
России, Госналогслужбы России и Банка России "О применении пункта 2 статьи
855 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального
закона "О федеральном бюджете на 1998 год". Кроме того, подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации
проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в пункт 2
статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Учитывая изложенное,
предлагаемый Вами временный порядок очередности списания средств, поступающих
на расчетный (текущий) счет, при недостаточности денежных средств для
удовлетворения всех предъявленных к нему требований не может быть поддержан как
не соответствующий вышеупомянутому Постановлению Конституционного Суда Российской
Федерации.
22.06.98 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН