Проблемная ситуация: Считаем необходимым восстановить
право налоговых органов обращать взыскание задолженности по налоговым платежам
на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов. Для этого необходимо
признать имущественное право, принадлежащее организации-должнику как кредитору
по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически
поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторская
задолженность должника), составной частью имущественного комплекса.
В этой связи необходимо внести изменение в Порядок бесспорного
взыскания недоимки по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы,
причитающиеся недоимщику от его дебиторов, утвержденного Госналогслужбой России
28.02.94 N НИ-4-13/33н, Минфином России 01.03.94 N 03-1-07, Банком России
01.03.94 N 80 и зарегистрированного Минюстом России 04.03.94 N 507.
Кроме того, считаем необходимым
рассмотреть вопрос о возможности погашения задолженности по налоговым платежам
предприятий-недоимщиков путем проведения ее зачета за счет сумм переплаты их
дебиторов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 июня 1998 г. N 04-01-14
Министерство
финансов Российской Федерации рассмотрело Ваше письмо с предложением о
восстановлении права налоговых органов обращать взыскание задолженности по
налоговым платежам на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов в рамках
действующего законодательства, путем признания имущественного права,
принадлежащего организации-должнику как кредитору по неисполненным денежным
обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров,
выполненных работ или оказанных услуг (дебиторская задолженность должника),
составной частью имущественного
комплекса и сообщает следующее.
В письме
предлагается реализовать данную норму путем внесения изменений в Порядок
бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания
на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, утвержденный
Госналогслужбой России 28.02.94 N НИ-4-13/33н, Минфином России 01.03.94 N
03-01-07, Банком России 01.03.94 N 80, однако Госналогслужбой России был
подготовлен и представлен на подпись проект совместного письма с Минфином России и Банком России о признании утратившими
силу некоторых нормативных документов, и в частности, предлагалось отменить
указанный Порядок.
В то же время
обращаем Ваше внимание на то, что Постановлением Правительства Российской
Федерации от 27 мая 1998 г. N 516 "О дополнительных мерах по
совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций"
установлено, что при определении очередности обращения взыскания на имущество
организации-должника в соответствии со ст.59 Федерального закона "Об
исполнительном производстве" и Временным положением о порядке обращения
взыскания на имущество
организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля
1996 г. N 199, права требования, принадлежащие должнику как кредитору по
неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически
поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторская
задолженность должника), учитываются в составе первой очереди имущества
должника, подлежащего аресту и реализации.
Таким образом, Ваше предложение уже нашло
отражение, и, следовательно, нет необходимости вносить изменения в названный
выше Порядок.
Что касается предложения о возможности
погашения задолженности по налоговым платежам предприятий-недоимщиков путем
проведения ее зачета за счет сумм переплаты их дебиторов, то, по мнению
Министерства финансов Российской Федерации, в настоящее время нет достаточных
условий и возможностей для его реализации. Кроме того, применение предложенного
механизма может привести к проблемам межбюджетных отношений.
24.06.98 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН