Проблемная ситуация: ТЭО (технико-экономическое
обоснование) Проекта на строительство установки по производству полипропилена,
успешно прошедшее экспертизу, а также одобренное Европейским банком
реконструкции и развития и другими банками - потенциальными кредиторами, показало
высокую эффективность и самоокупаемость Проекта. Вместе с тем
указанное ТЭО не предусматривает выплату в ходе строительства установленных в
России налогов (НДС, на имущество, дорожного), а также таможенных пошлин на
импорт технологического оборудования. В случае выплаты всех
вышеуказанных налогов и пошлин стоимость реализации Проекта возрастет, и он
станет нежизнеспособным. Учитывая, что Проект представляет исключительную
важность для экономики России, возможно ли освободить его на период строительства
от выплат вышеуказанных налогов и таможенных пошлин на импорт оборудования и
материалов?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 июля 1998 г. N 04-03-01
В связи с поручением Правительства
Российской Федерации рассмотреть вопрос об освобождении Вашей организации от
уплаты налогов и таможенных пошлин на период строительства установки по
производству полипропилена Минфин России по согласованию с Госналогслужбой
России сообщает следующее.
В соответствии с Законом Российской
Федерации "О налоге на добавленную стоимость" товары, ввозимые на
территорию Российской Федерации, облагаются налогом на добавленную стоимость в
соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным
законодательством Российской Федерации, независимо от источника финансирования.
Согласно налоговому законодательству
Российской Федерации вопросы, связанные с предоставлением налоговых льгот,
могут быть решены только на уровне законодательных органов государственной
власти путем внесения изменений и дополнений в конкретные законодательные акты.
Правительству Российской Федерации
вносить изменения в действующее налоговое законодательство право не
предоставлено.
Согласно Закону Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предоставление
льгот, носящих индивидуальный характер, запрещено.
Кроме того, в соответствии с Законом
Российской Федерации "О таможенном тарифе" тарифные льготы не могут
носить индивидуального характера, за исключением случаев, предусмотренных
ст.ст.35, 36 и 37 данного Закона. Указанное оборудование не подпадает под
действие указанных статей.
Учитывая изложенное,
правовых оснований для предоставления Вашей организации льгот по налогу на
добавленную стоимость и таможенным пошлинам не имеется.
Что касается налога на имущество
предприятий и налога на пользователей автомобильных дорог, то согласно ст.6
Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" право
устанавливать конкретные ставки налога на имущество, определяемые в зависимости
от видов деятельности предприятий, предоставлено законодательным
(представительным) органам власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.5 указанного Закона
законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий
плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в
бюджеты субъектов Российской Федерации.
Кроме того, ст.5 Закона Российской
Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" законодательные
(представительные) органы субъектов Российской Федерации с учетом местных
условий могут повышать (понижать) ставку налога на пользователей автомобильных
дорог, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50
процентов от ставки федерального налога.
Учитывая изложенное,
вопрос о предоставлении Вашей организации льгот по указанным налогам может быть
решен территориальными органами власти и не требует дополнительного
законодательного решения на федеральном уровне.
06.07.98 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ