Проблемная ситуация: Правомерно ли взимание с
предприятий оптовой и розничной торговли, торгующих табачной продукцией на
территории нашего города, сбора на покупку спиртных напитков, пива и табачных
изделий импортного производства, введенного постановлением городского Совета?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июля 1998 г. N 04-05-17/29
В Минфин России поступило письмо от
компании по вопросу правомерности взимания с предприятий оптовой и розничной
торговли, торгующих табачной продукцией на территории города сбора, на покупку
спиртных напитков, пива и табачных изделий импортного производства, введенного
постановлением городского Совета.
В связи с этим Минфин России сообщает
следующее.
Указом Президента
Российской Федерации от 18.08.96 N 1214 "О признании утратившим силу
пункта 7 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2268 "О формировании
республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами
субъектов Российской Федерации в 1994 году" было отменено ранее предоставленное
органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам
местного самоуправления право устанавливать дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным
законодательством. Этим же Указом органам государственной власти субъектов Российской
Федерации было предписано отменить с 1 января 1997 г. принятые ими решения о
введении дополнительных налогов и сборов, а органам местного самоуправления
предложено принять аналогичные решения, касающиеся дополнительных налогов и
сборов, введенных ими ранее на подведомственных территориях.
В результате этого налоговое
законодательство было приведено в соответствие с нормами Конституции Российской
Федерации, предусматривающими, что общие принципы налогообложения и сборов в
Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч.3 ст.75).
Конституционный Суд
Российской Федерации принял Постановление от 21 марта 1997 г. N 5-п, в котором
признал, что до принятия Налогового кодекса юридическое содержание
конституционного понятия "общие принципы налогообложения и сборы"
определяет Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации", с изменениями и дополнениями, внесенными в него, в
том числе и после вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации, который запрещает органам государственной
власти всех уровней вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не
предусмотренные данным Законом.
Виды и порядок установления местных
налогов и сборов предусмотрены ст.21 названного Закона.
Учитывая, что в названном
выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации к общим принципам
налогообложения и сборов отнесено установление исчерпывающего перечня
региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, и вытекающие из него ограничения по
введению дополнительных налогов и налоговых платежей, Минфин России считает,
что при установлении местных налогов и сборов органам местного самоуправления
следует руководствоваться ст.21 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации".
Данная позиция подтверждается тем, что в
соответствии со ст.7 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ
"О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"
к местным налогам и сборам (относящимся к собственным доходам местных бюджетов)
относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.
Учитывая изложенное, Минфин России
считает, что введение на территории города сбора на покупку спиртных напитков,
пива и табачных изделий импортного производства противоречит действующему
законодательству Российской Федерации.
07.07.98 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН