Проблемная ситуация: Представительство финской фирмы в
РФ не осуществляет коммерческих операций и его
деятельность в РФ не приводит к образованию постоянного представительства. Должно ли данное представительство, в связи с вышеизложенным и
учитывая положения Соглашения между Правительством СССР и Правительством
Финляндской Республики об устранении двойного налогообложения в отношении
подоходных налогов от 06.10.87, уплачивать налог на добавленную стоимость,
налог на нужды образовательных учреждений, налог на содержание жилищного фонда
и объектов социально-культурной сферы, другие местные налоги?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июля 1998 г. N 04-06-02
В связи с Вашим запросом в отношении
действия отдельных положений Соглашения между Правительством СССР и
Правительством Финляндской Республики об устранении двойного налогообложения в
отношении подоходных налогов от 06.10.87 сообщаем следующее.
Законом Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость" (пп."а" п.1 ст.2) предусмотрено, что плательщиками
налога на добавленную стоимость (НДС) являются предприятия и организации,
имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц,
включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие
производственную и иную коммерческую деятельность. При этом пп."а" п.1 ст.3 Закона определено, что объектами
налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской
Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
Следуя букве закона, нет никаких
оснований увязывать вопрос возникновения обязательства по уплате НДС
иностранными предприятиями (которые рассматриваются по российскому
законодательству как юридические лица) с фактом наличия или отсутствия
постоянного представительства на территории Российской Федерации и
осуществления деятельности через это постоянное представительство.
Таким образом, не могут приниматься во
внимание положения вышеуказанного двустороннего налогового Соглашения (п.п.2 и
3 ст.4), касающиеся перечня случаев, когда деятельность предприятия не будет
приводить к возникновению постоянного представительства. Эти положения
справедливы лишь применительно к тем налогам, которые являются предметом
данного Соглашения. А ст.2 четко определяет перечень таких налогов, который в
России включает исключительно налог на прибыль предприятий и организаций и
подоходный налог с физических лиц.
Предусматривается также, что Соглашение
будет применяться ко всем идентичным или, по существу, аналогичным налогам,
которые будут взиматься в дополнение к существующим налогам либо вместо них
после даты подписания Соглашения. При этом ст.16 ("Урегулирование спорных
вопросов") предусматривает, что компетентные органы Договаривающихся
Государств будут стремиться решить по взаимному согласию любые трудности или
сомнения, возникающие при толковании или применении Соглашения. Установлено,
что компетентным органом российской стороны в смысле данного Соглашения и его
положений является Министерство финансов Российской Федерации.
Исходя из
вышеизложенного, Министерство финансов Российской Федерации, являясь
компетентным органом в смысле данного Соглашения, подтверждает, что настоящее
Соглашение не распространяется на налог на добавленную стоимость, а также такие
налоги, как налог на нужды образовательных учреждений, налог на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, другие местные налоги. Для того чтобы распространить Соглашение на указанные налоги,
требуется пересмотр самого Соглашения.
Данная позиция обусловлена тем, что налог
на добавленную стоимость вообще не относится к прямым налогам, а является так
называемым косвенным налогом, представляя собой по
сути надбавку к цене товара. Другие же указанные налоги имеют совершенно отличное от налога на прибыль
социально-экономическое назначение. Они не предназначены регулировать
рентабельность деятельности предприятий, а соотносятся с валовыми объемами
деятельности, причем показатели уровня доходов служат лишь базой расчета этих
налогов, а по существу, они являются строго целевыми сборами, предназначенными
для развития социальной сферы региона, где осуществляется деятельность
предприятия.
07.07.98 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ