Проблемная ситуация: Статьей 9
Российско-Британской Конвенции об избежании двойного
налогообложения от 15.02.94 предусмотрено, что "в любом случае, когда
между двумя предприятиями в их коммерческих и финансовых взаимоотношениях
создаются или устанавливаются условия, отличные от тех, которые имели бы место
между двумя независимыми предприятиями, любой доход, который был бы зачислен
одному из предприятий, но из-за наличия этих условий не был ему зачислен, может
быть включен Договаривающимся Государством в доход
этого предприятия и, соответственно, обложен налогом".
Просим разъяснить порядок применения
данного положения ст.9 в ситуации, при которой плательщиком дохода является
российское предприятие, а получателем дохода из источника в РФ за услуги,
оказанные на территории РФ, предприятие - резидент Великобритании. Предприятия
являются зависимыми.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июля 1998 г. N 04-06-05
В связи с Вашим письмом касательно
применения положений ст.9 Российско-Британской Конвенции об избежании
двойного налогообложения от 15.02.94 Департамент налоговой политики
Министерства финансов Российской Федерации сообщает следующее.
Статья 9 Конвенции
по своей сути призвана гармонизировать применение государствами-партнерами
положений их внутреннего налогового законодательства, направленного против
уклонения от налогообложения, посредством использования трансфертного
ценообразования, при котором налогоплательщик одного договаривающегося
государства уменьшает свою налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (доход) в
этом государстве, используя в сделках со связанным с ним лицом, находящимся в
другом договаривающемся государстве, цены, которые не соответствуют ценам, которые при аналогичных или сходных условиях были бы оговорены между
независимыми контрагентами. Указанное уменьшение налогооблагаемой базы может
осуществляться как лицом, выплачивающим доход, при завышении цены покупки, так
и лицом, получающим доход, при занижении цены продажи. Понятие сделки в данном
случае должно трактоваться широко и включать договоры по поставке товаров,
договоры об оказании услуг, передаче прав собственности на нематериальные
активы и договоры займа (кредита), другим обстоятельствам.
При наличии
соответствующих положений внутреннего законодательства налоговые органы
договаривающихся государств согласно п.1 ст.9 Конвенции могут производить
корректировку налогооблагаемой базы таких налогоплательщиков, увеличивая их
налоговые обязательства, что может привести к двойному налогообложению в обоих
государствах одной и той же суммы дохода, так как эта сумма уже была включена в
налогооблагаемую базу связанного лица в другом договаривающемся государстве. Для предотвращения таких последствий п.2 упомянутой
статьи предусматривает возможность для налогоплательщика, в отношении которого
была произведена корректировка налогооблагаемой базы, получить от налоговых
органов своего государства по обязательствам перед ними зачет в пределах суммы
налога, уплаченного на доначисленный ему доход в
связи с операцией со связанным с ним лицом, находящимся в другом
договаривающемся государстве. Размер зачета определяется налоговыми
органами государства налогоплательщика.
В настоящий момент в российском налоговом
законодательстве отсутствуют как принципы, так и порядок корректировки
трансфертных цен, в связи с чем налоговые органы
Российской Федерации не имеют возможности применять положения ст.9 Конвенции в
отношении такой корректировки. Единственная возможность таких корректировок
может быть реализована лишь в случае соответствующей инициативы налоговых
органов Великобритании.
07.07.98 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ