Проблемная ситуация: О порядке
применения налога на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке
грузов за пределами территории государств - участников СНГ.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 июля 1998 г. N 04-03-08
В связи с многочисленными запросами
налогоплательщиков и налоговых органов сообщаем мнение Департамента налоговой
политики по данному вопросу и просим согласиться с нашей
позицией по следующим причинам.
До принятия Федерального закона от
28.04.97 N 73-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации
"О налоге на добавленную стоимость" для целей применения этого налога
местом реализации услуг по транспортировке грузов признавалось место
фактического осуществления перевозок. При этом местом реализации таких услуг
признавалась территория Российской Федерации в случаях, когда более половины
всего покрываемого расстояния приходилось на российскую территорию. Такое
определение места реализации услуг по перевозке грузов соответствует
международной практике и отражает специфику транспортных услуг. Данная норма
была исключена из налогового законодательства только по причине значительной
протяженности территории Российской Федерации и, соответственно, в целях
устранения неравных условий налогообложения в зависимости от маршрута
международной перевозки.
В настоящее время место реализации услуг
по перевозке грузов определяется в соответствии с пп."д" п.5 ст.4 Закона Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) как
место осуществления экономической деятельности предприятия, оказывающего эти
услуги. Однако с учетом вышеизложенного по-прежнему логически верно считать
местом реализации транспортных услуг место их фактического осуществления. Так, если
услуги по перевозке грузов российскими перевозчиками оказываются за пределами
территории государств - участников СНГ, реальная производственная деятельность
российской транспортной организации (предприятия) осуществляется за пределами
территории Российской Федерации, и поэтому местом экономической деятельности
перевозчиков следует считать территорию зарубежных государств.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что
обложение налогом на добавленную стоимость услуг по перевозке грузов за
пределами территории государств - участников СНГ ставит российских перевозчиков
в невыгодные условия по отношению к зарубежным. В связи с этим увеличение тарифов на сумму налога на добавленную
стоимость для российских перевозчиков делает их неконкурентоспособными
на международном рынке и исчисление налога на добавленную стоимость из
сложившихся тарифов приведет к нерентабельности данного вида деятельности.
Что касается
возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам по
материальным ресурсам (работам, услугам), приобретенным на территории
Российской Федерации и использованным при производстве вышеуказанных
транспортных услуг, то в соответствии с п.20 Инструкции Госналогслужбы России
от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную
стоимость" этот налог возмещению из бюджета не подлежит, а относится на
издержки производства и обращения.
10.07.98 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ