Проблемная ситуация: Решением городского совета
депутатов в 1997 г. было принято положение о сборе за предоставление торговых
мест на территории муниципального учреждения, центрального рынка. Денежные
средства вносятся плательщиками данного сбора в кассу муниципального
учреждения, из которых 60% перечисляется в городской бюджет, а 40% остается на
его содержание.
Согласно уставу рынок является
некоммерческой организацией, его собственником является муниципальное
образование в городе.
Подлежит ли налогообложению сумма средств,
поступающая на р/с рынка в размере 40% от сумм сбора
за предоставление торговых мест на территории рынка, а также правомерно ли
введение в 1997 г. органами местного самоуправления дополнительных налогов и
сборов, не основанных на Законе РФ "Об основах налоговой системы в
РФ"?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 июля 1998 г. N 04-05-17/31
Департамент
налоговой политики, рассмотрев Ваше письмо о правомерности введения в 1997 г.
органами местного самоуправления дополнительных налогов и сборов, не основанных
на Законе Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации", и о возможности налогообложения сумм средств, поступающих на
счет муниципального учреждения в городе от сбора за предоставление торговых мест
на территории рынка, сообщает следующее.
Указом Президента
Российской Федерации от 18.08.96 N 1214 "О признании утратившим силу
пункта 7 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2268 "О формировании
республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами
субъектов Российской Федерации в 1994 году" было отменено ранее
предоставленное органам государственной власти субъектов Российской Федерации и
органам местного самоуправления право устанавливать дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным
законодательством. Этим же Указом органам государственной власти субъектов
Российской Федерации было предписано отменить с 1 января 1997 г. принятые ими
решения о введении дополнительных налогов и сборов, а органам местного самоуправления
предложено принять аналогичные решения, касающиеся дополнительных налогов и
сборов, введенных ими ранее на подведомственных территориях.
В результате этого налоговое
законодательство было приведено в соответствие с нормами Конституции Российской
Федерации, предусматривающими, что общие принципы налогообложения и сборов в
Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч.3 ст.75).
Конституционный Суд
Российской Федерации принял Постановление от 21 марта 1997 г. N 5-п, в котором
признал, что до принятия Налогового кодекса юридическое содержание
конституционного понятия "общие принципы налогообложения и сборов"
определяет Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации", с изменениями и дополнениями, внесенными в него, в
том числе и после вступления в силу действующей Конституции Российской
Федерации, который
запрещает органам государственной власти всех уровней вводить дополнительные
налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные данным Законом.
Виды и порядок установления местных
налогов и сборов предусмотрены ст.21 названного Закона.
Учитывая, что в
названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации к общим
принципам налогообложения и сборов отнесено установление исчерпывающего перечня
региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, и вытекающие из него ограничения по
введению дополнительных налогов и налоговых платежей, Минфин России считает,
что при установлении местных налогов и сборов органам местного самоуправления
следует руководствоваться ст.21 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации".
Данная позиция подтверждается тем, что в
соответствии со ст.7 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ
"О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"
к местным налогам и сборам (относящимся к собственным доходам местных бюджетов)
относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.
Учитывая изложенное, Департамент считает,
что решение городского совета депутатов, предусматривающее введение сбора за
предоставление торговых мест на территории муниципального учреждения,
противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Кроме того, суммы указанного сбора,
остающиеся согласно вышеназванному решению горсовета на содержание
муниципального учреждения и уже поступившие на его счет, являются выручкой от
реализации оказываемых услуг и подлежат налогообложению в общеустановленном
порядке.
10.07.98 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ