Проблемная ситуация: Возможно ли в случае, когда
клиенты предприятия не оплачивали отпущенные им изделия и оказанные услуги,
пени и штрафы начислять и удерживать с предприятия-дебитора. Предлагаем
взыскание пеней и штрафов по налогам и сборам во внебюджетные фонды осуществлять
только по решению суда.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 июля 1998 г. N 04-01-10
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваше письмо с предложениями о порядке взыскания пени и штрафов по налогам и
сборам и сообщает следующее.
В настоящее время Правительством
Российской Федерации принято значительное число мер, направленных на финансовое
оздоровление организаций.
Так, Постановлением
Правительства Российской Федерации от 9 июня 1998 г. N 576 утвержден
"Порядок пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней по
налогам и сборам, контроль за взиманием которых осуществляется органами
Государственной налоговой службы Российской Федерации", в соответствии с
которым осуществляется пересчет задолженности юридических лиц по уплате пеней
по налогам и сборам, имеющейся у них по состоянию на 1 апреля 1998 г., а также установлено, что исчисление пеней,
дополнительно начисленных по результатам документальных проверок юридических
лиц, производится: по ставке 0,06% за каждый день просрочки - за период до 1
апреля 1998 г., а по ежедневной ставке в размере одной трехсотой ставки
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на
соответствующую дату - за период после 1 апреля 1998 г.
Так же в соответствии с вышеуказанным
Порядком задолженность юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам,
образовавшаяся по состоянию на 1 апреля 1998 г., пересчитывается путем
уменьшения неуплаченной суммы пеней в 5 раз.
Кроме того, проектом федерального закона
Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации",
принятым в настоящее время Государственной Думой в трех чтениях, предусмотрено
уменьшение сумм пеней, а также сумм штрафов, подлежащих перечислению, в 7 раз.
В соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1998 г. N 395
"О порядке проведения в 1998 г. реструктуризации задолженности юридических
лиц перед федеральным бюджетом" осуществляется реструктуризация
задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам, сборам,
начисленным пеням, а также штрафам за нарушение налогового законодательства,
имеющейся у них по состоянию на 1 января 1998 г., путем предоставления
юридическим лицам отсрочки (рассрочки) по уплате
указанной задолженности по налогам и сборам - до 4 лет, по пеням и штрафам - до
10 лет.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
со ст.25 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год"
органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления вправе принимать решения о неначислении
пеней за просрочку платежей по налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов
Российской Федерации и местные бюджеты.
Что касается
вопроса начисления пени при применении порядка взыскания недоимки дебитора, то
следует иметь в виду, что Указом Президента Российской Федерации от 15 ноября
1997 г. N 1233 отменен порядок бесспорного взыскания недоимки по платежам в
бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его
дебиторов (Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270).
Однако
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 516
"О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания
на имущество организаций" предусмотрено, что права требования,
принадлежащие должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам
третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или
оказанных услуг, учитываются в составе первой очереди имущества должника,
подлежащего аресту и реализации. При этом
перечисление денежных средств дебиторов должника осуществляется на указываемый
в уведомлении о наложении ареста на дебиторскую задолженность депозитный счет
лица, осуществляющего взыскание.
По вопросу
правомерности взыскания недоимки сумм пени и штрафов в бесспорном порядке
сообщаем, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской
Федерации от 17 декабря 1996 г. N 20-П право производить взыскание с юридических
лиц недоимки по налогам, а также пени в случае задержки уплаты налога в
бесспорном порядке было признано не противоречащим Конституции Российской
Федерации, а право на взыскание сумм
штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в
бесспорном порядке без согласия юридических лиц - противоречащим
Конституции Российской Федерации. Во исполнение названного Постановления
Государственной налоговой службой было подготовлено Письмо от 8 января 1998 г.
N ВП-6-11/4 "О порядке взыскания штрафов, а также всей суммы сокрытого или
заниженного дохода (прибыли)".
Относительно внебюджетных фондов следует
иметь в виду, что государственные внебюджетные фонды самостоятельно регулируют
свои взаимоотношения с предприятиями и организациями и Министерство финансов
Российской Федерации не вправе давать какие-либо указания, касающиеся их
деятельности.
15.07.98 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ