Проблемная ситуация: Американская компания, не имеющая
представительства в РФ, заключала со своим дочерним российским предприятием -
ЗАО договора от 01.01.94 и от 01.01.95 по оказанию управленческих услуг. В
соответствии с указанными договорами в течение 1994-98 гг. несколько
высококвалифицированных специалистов американской компании были предоставлены в
распоряжение ЗАО и работали на данном российском предприятии. Данные
специалисты не имели полномочий заключать контракты от имени американской
компании, а также оговаривать существенные условия таких контрактов. Функции
таких работников сводились к предоставлению управленческих и консультационных
услуг. В соответствии с положениями договоров в обязанности данных специалистов
входило: "...ведение дел ЗАО, предоставление долгосрочных стратегических
консультаций, планирование и все имеющее отношение к
вышеперечисленному, а также выполнение других задач и услуг...".
Поскольку американская компания не имеет
в РФ ни офиса, ни какого-либо другого места осуществления деятельности в РФ, по
нашему мнению, деятельность по предоставлению указанных услуг не приводит к
образованию постоянного представительства. Правомерна ли наша точка зрения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 июля 1998 г. N 04-06-05
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело Ваш запрос в отношении налогообложения компании и в
рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с действующим российским
налоговым законодательством иностранное юридическое лицо является налогоплательщиком
в отношении налога на прибыль, если оно осуществляет предпринимательскую
деятельность на территории Российской Федерации через постоянное
представительство.
Для определения наличия у компании -
резидента США постоянного представительства в России следует руководствоваться
положениями ст.5 ("Постоянное представительство") Договора между РФ и
США об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и
капитал от 17 июня 1992 г.
В соответствии с п.1 ст.5 указанного
Договора под термином "постоянное представительство" понимается
постоянное место деятельности, через которое резидент одного государства
осуществляет коммерческую деятельность в другом государстве.
Как следует из информации и документов,
представленных Вами, деятельность иностранного персонала, являющегося штатными
сотрудниками компании и пребывающего в России регулярно и в течение длительного
периода времени, осуществляется через постоянное место - помещения ЗАО. При этом, как это подтверждается Комментариями к типовой Модели
Конвенции ОЭСР об избежании двойного налогообложения,
которыми в целом руководствуются и США при применении своих налоговых
договоров, месторасположением бизнеса при определении термина "постоянное
представительство" могут быть любое помещение, сооружение или установки,
используемые исключительно или частично для проведения коммерческой
деятельности, а также какое-то пространство в распоряжении предприятия в
здании, принадлежащем другому лицу, в т.ч. и
на правах аренды.
В связи с
вышеизложенным, а также с учетом положений Договора по оказанию управленческих
услуг между компанией и российским предприятием ЗАО от 01.01.95 (и от 01.01.94
аналогично) полагаем, что деятельность компании в России через направляемый ею
персонал, с учетом специфики их обязанностей ("...ведение дел ЗАО,
предоставление долгосрочных стратегических консультаций, планирование и все
имеющее отношение к вышеперечисленному, а также выполнение других задач и услуг..."), признается как осуществляемая
через постоянное представительство.
27.07.98 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН