Проблемная ситуация: Для финансирования закупки ОАО
технологического оборудования с целью модернизирования
кабелей связи был привлечен кредит. В 1996 г. ОАО заключило контракт с
иностранной фирмой на поставку оборудования. Однако кредитное соглашение между
Внешэкономбанком и иностранным банком вступило в силу только
в марте текущего года и инвестиционный кредит под гарантию Правительства России
был выделен с большой задержкой. Оплата НДС и таможенных платежей не
могла быть учтена при заключении контрактов, так как Законы (N 25-ФЗ и N 73-ФЗ)
были приняты в феврале-апреле 1997 г. Возможно ли освободить ОАО от уплаты НДС
и таможенных платежей на импортное технологическое оборудование, получаемое под
гарантию Правительства Российской Федерации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июля 1998 г. N 04-03-01
Минфин России совместно с Госналогслужбой
России по поручению Правительства Российской Федерации рассмотрел Вашу просьбу
об освобождении от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость в
отношении технологического оборудования, ввозимого на территорию Российской
Федерации для ОАО, и сообщает следующее.
В соответствии с действующим
законодательством при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, в том
числе технологического оборудования, таможенные пошлины и налог на добавленную
стоимость взимаются в порядке, установленном Законами Российской Федерации
"О таможенном тарифе", "О налоге на добавленную стоимость"
и Таможенным кодексом Российской Федерации.
Статьей 35 Закона
Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе"
установлено, что от уплаты таможенных пошлин освобождается оборудование,
включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки
соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением
подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в счет
кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными
финансовыми организациями в соответствии с
международными договорами Российской Федерации при условии, когда освобождение
от уплаты таможенной пошлины предусмотрено международными договорами Российской
Федерации.
Таким образом, в Вашем случае тарифные
льготы могут быть предоставлены, если межправительственным соглашением о
предоставлении кредита Российской Федерации предусмотрено освобождение от
уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, закупаемых в рамках
предоставленного кредита.
Другие правовые основания для
предоставления льгот по уплате таможенных пошлин в отношении технологического
оборудования, ввозимого на территорию Российской Федерации для ОАО,
отсутствуют.
Что касается налога на добавленную
стоимость, то согласно действующему налоговому законодательству Российской
Федерации вопросы, связанные с предоставлением налоговых льгот, могут быть
решены только на уровне законодательных органов государственной власти путем
внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской
Федерации по конкретному налогу. В связи с этим, а также принимая во внимание,
что согласно Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" предоставление льгот, носящих индивидуальный
характер, запрещено, просьба об освобождении от налога на добавленную стоимость
технологического оборудования, ввозимого на территорию Российской Федерации для
ОАО, не поддерживается.
Одновременно
сообщается, что 1 июля 1998 г. Государственной Думой принят и 10 июля 1998 г.
Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрен
Федеральный закон "Об освобождении от уплаты налога на добавленную
стоимость в 1998 г. по ввезенным на территорию Российской Федерации
оборудованию и товарам", которым предусмотрено не взимать до конца 1998 г.
налог на добавленную стоимость в отношении технологического оборудования, ввезенного на территорию Российской Федерации до 1 июня 1998 г. по
контрактам, заключенным до 30 апреля 1997 г. и зарегистрированным по 31 декабря
1997 г. включительно в установленном порядке в таможенных органах. При этом
данным Федеральным законом установлено, что суммы налога на добавленную
стоимость, фактически уплаченные до его вступления в силу, возврату не
подлежат.
29.07.98 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ