Проблемная ситуация: Что понимается
под налогами и сборами в ст.24 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ
"О федеральном бюджете на 1998 год" - собственно налоги, указанные в
ст.ст.19-21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", или налоги
и все иные сборы, в том числе страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и другие
обязательные внебюджетные фонды? Какой размер пени установлен за
несвоевременную уплату обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды
после принятия Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ "О
федеральном бюджете на 1998 год"?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 июля 1998 г. N 04-00-11
Департамент налоговой политики в связи с письмом по вопросам отнесения платежей в государственные
внебюджетные фонды к налогам и определения размера пени за
несвоевременную уплату обязательных страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды Российской Федерации сообщает следующее.
Позиция Министерства финансов Российской
Федерации, и в частности, Департамента налоговой политики всегда заключалась в
том, что отчисления в государственные внебюджетные фонды имеют все признаки
налога, а именно: обязательность уплаты для плательщика, установление и
расходование по закону, безэквивалентность. Именно
поэтому эти платежи нашли отражение в гл.33 проекта Налогового кодекса
Российской Федерации.
В Постановлении
Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. N 7-П "По
делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального
закона от 5 февраля 1997 г. "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на 1997 г." в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов"
изложена позиция Конституционного Суда Российской Федерации в части отнесения
платежей во внебюджетные фонды к форме отчуждения денежных средств на началах
безвозвратности и безвозмездности и регулирования этих платежей в соответствии
со ст.57 Конституции Российской Федерации. Более того, подтверждено, что эти
платежи фактически не отличаются по своему характеру от налоговых платежей. Это
положение закреплено в ст.2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации", где подтверждается включение платежей во
внебюджетные фонды в налоговую систему Российской Федерации.
Что же касается вопроса об установлении
размера пени, то он также регулируется Законом Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации".
В ст.24 Федерального закона от 26 марта
1998 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" была введена за
несвоевременную уплату налогов и сборов ежедневная ставка пени в размере одной
трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской
Федерации.
При применении этого положения следует
иметь в виду, что начиная с 1992 г. действует введенная Постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3255-1 норма о том,
что изменение режима налогообложения осуществляется путем внесения изменений и
дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации о налогах.
По нашему мнению, в
случае, сложившемся в настоящее время, следовало учитывать, что Правительством
Российской Федерации наряду с проектом Федерального закона "О федеральном
бюджете на 1998 год" был внесен и проект Федерального закона Российской
Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которым
предусматривается аналогичный размер пени.
В целях устранения
неоднозначности понимания норм различных законодательных актов было выпущено
Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 1998 г. N 576
"О начислении пеней и порядке пересчета задолженности юридических лиц по
уплате пеней" о применении при определении размеров пени ставки,
установленной ст.24 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ "О
федеральном бюджете на 1998 год". В этом
Постановлении было дано указание органам Госналогслужбы России применять
ежедневную ставку пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на соответствующую дату,
начиная с 1 апреля 1998 г. по тем налогам и сборам, контроль
за взиманием которых возложен на налоговые органы.
Что же касается
платежей во внебюджетные фонды, то размеры пени за несвоевременную уплату по
обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации
регулируются другими нормативными актами, по которым по суммам задолженности по
платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в Фонд социального страхования
Российской Федерации пеня исчисляется в размере 0,3 процента за каждый день просрочки. При исчислении пени по задолженности в фонды
обязательного медицинского страхования применяется ставка 1 процент за каждый
день просрочки платежей.
31.07.98 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ