Проблемная ситуация: С целью сохранения рынков сбыта
металлургическое предприятие участвует в урегулировании торговых споров на
территории других стран. Кроме того, у комбината возникают расходы, связанные с
проведением проверок деятельности предприятия на территории России,
осуществляемых антидемпинговыми службами иностранных государств непосредственно
на предприятии.
Расходы комбината, связанные с участием в
торговых спорах, состоят из следующего: оплата профессиональных юридических
услуг; оплата накладных расходов (копирование документов, телефонные
переговоры, авиа- и ж/д билеты, гостиничные счета и
др.); расходы по приему правительственных делегаций и членов зарубежных
ассоциаций производителей металлопродукции (оплата проезда, проживания,
питания, расходы делегаций за рубежом, командировочные расходы, оплата услуг
переводчиков). Правомерно ли включение этих расходов в себестоимость продукции
комбината и снижение налогооблагаемой базы?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 августа 1998 г. N 04-02-05/3
В связи с Вашим письмом Департамент
налоговой политики сообщает.
Вследствие проводимой антидемпинговой
политики иностранных государств в отношении российских товаропроизводителей,
для сохранения и расширения рынков сбыта продукции
российские товаропроизводители вынуждены участвовать в урегулировании торговых
споров в форме антидемпинговых расследований. Таким образом, указанные расходы
являются непосредственно связанными с процессом реализации (сбыта) продукции
российских товаропроизводителей и их необходимо рассматривать как коммерческие
расходы. Согласно пп."у"
п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,
услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа
1992 г. N 552 (с учетом дополнений и изменений согласно Постановлению
Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 661), затраты, связанные
со сбытом продукции (коммерческие расходы), подлежат отнесению на затраты
производства продукции (работ, услуг) и учитываются для целей налогообложения.
При этом согласно указанному Положению в себестоимость продукции (работ, услуг)
включаются затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью,
в том числе реализацией продукции (работ, услуг): расходы по проезду к месту
командировки и обратно (согласно проездным документам), оплата найма жилого
помещения и оплата суточных в соответствии с действующими нормативами.
Что касается представительских расходов,
то в соответствии с Письмом Минфина России от 06.10.92 N 94 (с последующими
изменениями) к представительским расходам относятся расходы организации по
приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные),
прибывших для переговоров, проводимых в месте расположения организации, с целью
установления и поддержания взаимного сотрудничества. При этом представительские
расходы - это затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака,
обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их
транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным
обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой
услуг переводчиков, не состоящих в штате организации. Приведенный в указанном
Письме перечень затрат, относимых к представительским расходам, носит
исчерпывающий характер и не может толковаться расширительно.
В связи с изложенным указанные Вами в
письме расходы по приему иностранных представителей на Вашем комбинате не могут
быть отнесены к представительским расходам, а
следовательно, списаны на издержки производства и обращения комбината.
05.08.98 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ