Проблемная ситуация: Согласно ч.3
ст.43 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размер налога,
исчисляемого при фактически произведенных расходах, уменьшается на сумму
благотворительных взносов, а в соответствии со ст.6 Закона РФ "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" уменьшается на сумму благотворительных
взносов облагаемая прибыль предприятий.
В целях
подтверждения социальных гарантий, установленных Законом РФ "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС", просим рассмотреть вопрос о возможности внесения
изменений в ст.6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и
организаций", изложив ее в соответствии с ч.3 ст.43 Закона РФ "О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской
АЭС".
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 августа 1998 г. N 04-02-02
Министерством
финансов Российской Федерации совместно с Государственной налоговой службой
Российской Федерации и Министерством труда и социального развития Российской
Федерации рассмотрен вопрос о несоответствии правовых норм, предусмотренных
Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Законом
Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций",
по вопросу налогообложения добровольных пожертвований в чернобыльские
благотворительные организации и сообщается
следующее.
В Законе Российской
Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" уже
предусмотрена льгота, согласно которой налогооблагаемая прибыль предприятий при
фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в
распоряжении предприятий, может быть уменьшена на сумму взносов, направленных в
чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их
фонды, в размере не более 5 процентов облагаемой налогом прибыли.
Принятый Закон Российской Федерации
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС" содержит порядок, при котором одни и те
же суммы отчислений в чернобыльские благотворительные организации и их фонды льготируются дважды. А именно: на сумму пожертвований
уменьшается налогооблагаемая база предприятий, в результате чего уменьшается
сумма налога, и, кроме того, дополнительно предусматривается уменьшение размера
исчисленного налога на сумму указанных пожертвований.
Необходимо отметить, что специальной
частью проекта Налогового кодекса, принятого в первом чтении Государственной
Думой Федерального Собрания Российской Федерации, предусмотрены налоговые
скидки на гуманитарную деятельность.
Так, плательщик вправе уменьшить
налоговую базу на суммы затрат, осуществленных им в рамках гуманитарной
деятельности в порядке и на условиях, установленных Кодексом.
Затратами на гуманитарную деятельность в
виде оказания помощи (поддержки) может быть признана, в частности, передача в
денежной форме средств гуманитарным организациям, отвечающим определенным
критериям. При этом налогоплательщик не вправе уменьшить налоговую базу на
сумму, превосходящую 3 процента от налоговой базы.
В связи с изложенным
вносить какие-либо изменения в налоговое законодательство считаем
нецелесообразным.
25.08.98 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН