Проблемная ситуация: Районные предприятия коммунальных
электрических сетей (ПКЭС) являются юридическими лицами. Фактически они
подчиняются областному унитарному государственному предприятию (ГП), что
подтверждается распоряжением администрации области, разрешающим генеральному
директору ГП заключать контракты с директорами ПКЭС и принимать решение об их
увольнении. На Совете директоров было принято решение о создании за счет
процентных отчислений от чистой прибыли ПКЭС централизованного фонда, средства
которого будут расходоваться согласно утвержденным на Совете директоров сметам
на нужды всей коммунальной энергетики области.
Поскольку в уставах ГП и ПКЭС прямо не
была указана подчиненность ПКЭС ГП, то они заключили между собой договоры,
предусматривающие выполнение ГП функций головной организации.
ГНИ при проверке
посчитала средства централизованного фонда
выручкой для ГП, подлежащей налогообложению, и применила к ГП штрафные санкции.
Также ГНИ не признала ГП головной организацией по
отношению к ПКЭС, отразив это в акте проверки. Действия ГНИ
фактически привели к двойному налогообложению, поскольку была обложена
налогом чистая прибыль, включенная в централизованный фонд. Правомерны
ли действия ГНИ? Распространяются ли на ГП льготы по налогам,
предоставляемые в соответствии с п.6 ст.2 Закона "О налоге на
прибыль...", пп.2.11 Инструкции N 37 и пп."д" п.10 Инструкции N 39?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 сентября 1998 г. N 04-03-11
Департамент налоговой политики в ответ на
Ваше письмо сообщает, что согласно Закону РСФСР "О Государственной
налоговой службе РСФСР" разногласия с налоговыми органами по результатам
проверок предприятий рассматриваются в вышестоящих налоговых органах.
Одновременно сообщаем свое мнение по
поставленным вопросам применения налогового законодательства.
В соответствии с
п.6 ст.2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О
налоге на прибыль предприятий и организаций" в состав доходов от
внереализационных операций не включаются суммы средств, переданные между
основными и дочерними предприятиями при условии, что доля основного предприятия
составляет более 50 процентов в уставном капитале дочерних предприятий.
В соответствии с Федеральным законом от
26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" основное
общество (товарищество) считается имеющим право давать дочернему обществу
обязательные для последнего указания только в случае, когда это право
предусмотрено в договоре с дочерним обществом или в уставе дочернего общества.
Из акта проверки ГП следует, что согласно
утвержденному уставу данное предприятие не имеет обособленных структурных
подразделений, дочерних предприятий и филиалов и, соответственно, не является
головным предприятием районных предприятий коммунальных электрических сетей
(ПКЭС).
Учитывая изложенное,
льгота по налогу на прибыль, предоставляемая в соответствии с п.6 ст.2
вышеназванного Закона, на ГП не распространяется.
Действие п.2.11
Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и
уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" на ГП также
не распространяется, поскольку уменьшение валовой прибыли на сумму отчислений в
резервный или другие аналогичные по назначению фонды могут производить только
предприятия, для которых создание таких фондов предусмотрено действующим
законодательством, то есть акционерные общества (открытого и закрытого типа), для которых создание резервных фондов
предусмотрено Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об
акционерных обществах".
Что касается налога на добавленную
стоимость, то пп."д"
п.10 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом последующих
изменений и дополнений) применять по отношению к ГП не следует, поскольку
данное предприятие, как указано выше, не является головной организацией
районных предприятий коммунальных электрических сетей.
Таким образом, по мнению Департамента,
действия ГНИ района не противоречат действующему
налоговому законодательству.
16.09.98 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
Н.А.КОМОВА