Проблемная ситуация: Одной из причин, тормозящей
развитие производства, является налоговый пресс. Налоговая система должна
базироваться на тщательном анализе экономического положения, степени инфляции,
платежного баланса предприятия, уровня оплаты труда, социальной обеспеченности
населения и ряда других факторов. Учитывая сказанное ,
каковы перспективы изменения налогового законодательства?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 01 июня 1995 г. N 04-01-10
Департамент налоговых реформ рассмотрел
Ваше письмо и сообщает следующее.
Действующее налоговое законодательство
сложилось под воздействием экономических реалий, существующих в переходный
период к рыночным отношениям. С изменением экономических условий претерпевает
изменение и налоговое законодательство.
Так, в настоящее время в Государственной
Думе Российской Федерации находится на рассмотрении ряд федеральных законов по внесению изменений и дополнений в действующее
налоговое законодательство, включающее в себя наряду с другими вопросами также
и вопросы по упорядочению действующих льгот по налогам и сокращению количества
существующих налогов.
Особенно большую роль в процессе
совершенствования налоговой политики отводится проекту федерального закона
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации", где предусматривается
существенное уменьшение общего числа федеральных, региональных и местных
налогов. В частности, предлагается из состава федеральных налогов исключить
налог на операции с ценными бумагами, сбор за пользование наименованием
"Россия", а также практически недействующие налоги на доходы банков,
на доходы от страховой и биржевой деятельности и гербового сбора. Применительно
к региональным и местным налогам предусматривается отмена сбора на нужды
образовательных учреждений, налога на содержание жилищного фонда, транспортного
налога и целого ряда существующих ныне местных налогов
(сохраняется 10 позиций против действовавших ныне 27). Одновременно, субъектам
Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставляется право
введения самостоятельно дополнительных налогов и сборов, но при условии, что их
суммарная ставка не будет превышать 7 процентов (2 процента по региональным и 5
процентов по местным налогам) от фонда оплаты труда предприятий и организаций.
Наряду с этим
проводится работа по созданию Налогового кодекса России, который в значительной
мере послужит совершенствованию действующего налогового законодательства,
процессу адаптации налоговой политики и налоговой системы к протекающим в
хозяйственной жизни страны процессам, дальнейшему снижению налогового бремени и
упрощению налоговой системы за счет исключения из нее неэффективных налогов и
отчислений в отраслевые внебюджетные фонды.
В то же время, считаем необходимым отметить,
что в период социально-экономической дестабилизации обвинять только действующую
налоговую систему в существующих экономических и финансовых трудностях
товаропроизводителей было бы неправильным без учета таких негативных явлений
как инфляция, спад производства, неплатежеспособность предприятий, огромное
наличие взаимных неплатежей. На финансовое состояние товаропроизводителей
оказывает влияние весь комплекс экономических и финансовых проблем, который
переживает экономика страны в переходный период.
Что касается вопроса о влиянии налога на
добавленную стоимость на процесс "тотального и мгновенного обнищания
народа", то следует иметь в виду, что одним из главных факторов является
инфляция и, как следствие, низкая платежная способность российского рубля.
Кроме того, в условиях инфляции и
свободного ценообразования снижение ставки налога на добавленную стоимость на
потребительские товары не дает реального снижения розничных цен и повышения
жизненного уровня населения, так как в этих условиях на процессы ценообразования
влияют законы рыночной экономики, т.е. законы спроса и предложения.
01.06.95 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ