Проблемная ситуация: Международная благотворительная
организация оказывает гуманитарную помощь социально незащищенным категориям
россиян предметами одежды, обувью, бывшими в употреблении. Указанные вещи
поступают от зарубежных партнеров на безвозмездной основе и доставляются в
Россию бесплатно обратными рейсами самолетов. Некоторые контрольно-ревизионные
органы требуют производить оценку поступивших в адрес организации вещей и
обуви. Правомерно ли это?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 октября 1998 г. N 04-02-05/1
Департамент налоговой политики в связи с
Вашим запросом сообщает следующее.
Пунктом 10 ст.2 Закона Российской
Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
предусмотрено, что бюджетные и другие некоммерческие организации, имеющие
доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от
такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
В составе доходов и расходов организаций
не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на
содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан,
членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих
организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.
Не являются также объектом обложения
налогом на прибыль гранты, полученные от иностранных благотворительных
организаций бюджетными учреждениями или другими некоммерческими организациями
для осуществления целевых программ, относящихся к их уставной деятельности.
Под термином "грант" для целей
налогообложения понимаются целевые средства, предоставляемые безвозмездно
иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям и
физическим лицам в денежной и натуральной форме на проведение научных или
других исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие
цели с последующим отчетом об их использовании.
В остальных случаях
согласно п.6 ст.2 указанного Закона суммы средств, полученных безвозмездно от
других предприятий и организаций, при отсутствии совместной деятельности
включаются в состав доходов от внереализационных операций и подлежат
налогообложению в установленном порядке (за исключением средств, полученных в
рамках безвозмездной помощи, оказываемой иностранными государствами в
соответствии с межправительственными соглашениями).
Средства в денежном или натуральном
выражении, предоставляемые безвозмездно иностранными юридическими лицами, не
являющимися благотворительными организациями, а также гражданами, не являются
грантами и подлежат налогообложению на общих основаниях в соответствии с
действующим налоговым законодательством.
Порядок налогообложения грантов,
получаемых от иностранных благотворительных организаций, изложен в Письме
Госналогслужбы России и Минфина России от 11.06.93 N ЮУ-4-06/88н; 04-06-01.
Оценка и
бухгалтерский учет имущества организаций должны быть организованы в
соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском
учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от
29.07.98 N 34н, положениями по бухгалтерскому учету, регулирующими порядок
учета различных объектов бухгалтерского учета, и другими нормативными
документами по бухгалтерскому учету.
Так, в соответствии с действующим Планом
счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий
безвозмездно полученная в собственность гуманитарная помощь для незащищенных
категорий россиян должна быть оприходована по дебету счета 10
"Материалы" и кредиту счета 87 "Добавочный капитал",
субсчет 3 "Безвозмездно полученные ценности". При безвозмездной
передаче малоимущим категориям граждан имущества по назначению стоимость его
списывается с кредита счета 10 "Материалы" в корреспонденции с
дебетом счета 48 "Реализация прочих активов" и одновременно в кредит
счета 48 относится аналогичная сумма с дебета счета 87 "Добавочный
капитал".
07.10.98 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ