Проблемная ситуация: Согласно
положению "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилфонда и
детских дошкольных учреждений", утвержденному решением городской думы, при
исчислении налога подлежат вычету непосредственно из самих сумм начисленного
налога затраты плательщиков на содержание находящихся на их балансе или
финансируемых ими в порядке долевого участия детских дошкольных учреждений,
жилищного фонда по фактическим затратам на эти цели; объектов и
учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских
лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов в размере 30% от фактических
затрат на эти цели. Долевым участием в содержании жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы является перечисление денежных сумм или передача
материалов, товаров (работ, услуг) предприятиям, на балансе у которых имеется
жилищный фонд и объекты социально-культурной сферы, в соответствии с
заключенными договорами. ОАО имеет намерение принять долевое участие в
финансировании объектов жилого фонда, находящихся на балансе муниципального
предприятия. Для того чтобы получить льготу по налогу на содержание жилищного
фонда и детских дошкольных учреждений, имеет ли право ОАО принять долевое
участие в финансировании любых объектов жилого фонда или, например, только тех,
в которых проживают рабочие и служащие ОАО?
ОАО отпускает тепло- и электроэнергию в
жилые дома, находящиеся на его балансе. Согласно вышеуказанному положению при
исчислении налога также подлежат вычету непосредственно из самих сумм
начисленного налога затраты плательщиков по возмещению разницы в цене на теплоэнергию, отпускаемую в жилые
дома. Каким нормативным документом руководствоваться нашему предприятию при
исчислении разницы в цене на тепло- и электроэнергию, отпускаемую в жилые дома?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 октября 1998 г. N 04-05-17/50
Департамент налоговой политики рассмотрел
Ваши письма и сообщает.
В соответствии с
Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений) решением
районных и городских представительных органов власти на подведомственной им
территории может вводиться налог на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы в размере, не превышающем 1,5 процента от объема
реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами,
расположенными на соответствующей
территории.
При исчислении
данного налога из суммы исчисленного налога исключаются расходы предприятий и
организаций, рассчитанные исходя из норм, устанавливаемых местными
представительными органами власти, на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и
организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия.
Указанным Законом определены лишь
основные требования при введении налога, детальное определение
налогоплательщиков и объектов налогообложения, конкретные размеры ставок,
льготы отдельным категориям налогоплательщиков, порядок и сроки уплаты
относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Вместе с тем следует отметить, что
финансирование указанных объектов в порядке долевого участия может
осуществляться как при условии наличия у организации права общей (совместной,
долевой) собственности на объект, так и при наличии договора о совместном
использовании сторонами жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
При этом такой договор должен определять
долю расходов по содержанию жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы, финансируемую каждой из сторон.
Кроме того, следует
учитывать, что безвозмездное перечисление денежных и иных средств одним
юридическим лицом другому юридическому лицу в качестве финансовой помощи
является одной из форм его добровольного участия (спонсорские взносы,
благотворительные пожертвования и т.п.) в деятельности этой организации и не
может рассматриваться в качестве расходов на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы.
Необходимо иметь в виду, что исключению
из суммы исчисленного налога подлежат только эксплуатационные расходы по
содержанию жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, определенные
договором.
При этом следует учесть, что расходы,
относящиеся к коммунальным услугам, не относятся к затратам на содержание
находящихся на балансе предприятия объектов жилого фонда, и указанная выше
льгота не может быть распространена на такие расходы.
Разница в ценах на тепло- и
электроэнергию, отпущенную жильцам домов, состоящих на балансе Вашего ОАО, а
также убытки от эксплуатации жилого фонда должны возмещаться в полном объеме за
счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
21.10.98 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА