Проблемная ситуация: В 1997 г. предприятие с момента
образования работало по упрощенной системе учета, налогообложения и отчетности.
С 01.01.98 в связи с превышением объема выручки от реализации сверх
установленного предела (100000-кратного минимума) в 1997 г. переведено на
стандартную систему бухучета с применением метода двойной записи. Просим дать
разъяснение по следующим вопросам:
1. Как должен быть отражен в бухучете
момент перехода на стандартную систему учета?
Основой для записи вступительного баланса
являются данные проведенной инвентаризации в соответствии с Методическими
указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными
Приказом Минфина России от 13.06.95 N 49. Никаких других инструктивных
документов и разъяснений о порядке перехода на стандартную систему учета нет.
Но после проведения инвентаризации образовался разрыв между активом и пассивом
баланса: сумма по активу не соответствует сумме по пассиву. Как отрегулировать
данное расхождение по балансу?
2. Как определить прибыль от реализации
по продукции, отгруженной в 1997 г. при упрощенной системе учета и
налогообложения, но оплаченной в 1998 г. при обычной системе учета и
налогообложения?
3. Предприятие является
плательщиком НДС начиная с оборотов за 1998 г. Соответственно, по продукции,
отгруженной в 1997 г., когда предприятие не являлось плательщиком НДС, но
оплаченной в 1998 г., НДС не начисляется. Правильно ли наше мнение по данному
вопросу?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 ноября 1998 г. N 04-02-05/3
Департаментом налоговой политики
совместно с Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности
рассмотрено Ваше письмо по ряду вопросов по применению налогового
законодательства и сообщается следующее.
1. Субъекты малого предпринимательства при
переходе с начала очередного календарного года на стандартную систему учета в
графе 3 "На начало года" в форме N 1 "Бухгалтерский баланс"
показывают находящиеся у них объекты имущества и имеющиеся обязательства,
включая по уставному капиталу.
Основой для записи вступительного баланса
являются данные инвентаризации, проведенной в соответствии с Методическими
указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными
Приказом Минфина России от 13.06.95 N 49.
Прежде чем принять решение о способе
регулирования разницы, возникшей между активом и пассивом баланса, необходимо
проанализировать статьи баланса. При этом особое внимание следует обратить на
статьи, не подтвержденные результатами инвентаризации, в т.ч.:
- счет 85 "Уставный капитал"
должен соответствовать размеру, указанному в Уставе ООО. Разница между суммой,
отраженной в Уставе, и суммой, внесенной учредителями в счет вкладов в уставный
капитал, должна быть отражена в дебиторской задолженности участников
(учредителей) по взносам в уставный капитал;
- счет 87 "Добавочный капитал",
счет 88 "Фонд социальной сферы" должны учитывать разницу между
рыночной стоимостью и стоимостью приобретения внеоборотных
активов (в балансе приводится рыночная оценка имущества).
На практике малое предприятие может
столкнуться и с другими вопросами, которые заранее невозможно предусмотреть в
наших рекомендациях. При их решении малому предприятию следует
руководствоваться установленной нормативной базой в области бухгалтерского
учета и общими принципами бухгалтерского учета.
При условии соблюдения принципов полноты
и достоверности информации разница, возникшая между активом и пассивом баланса,
при переходе на типовую систему ведения бухгалтерского учета с 01.01.98 может
быть отнесена на баланс по счету 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый
убыток)".
2. Федеральным законом от 29.12.95 N
222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства" установлено, что объектом обложения
единым налогом является совокупный доход, полученный за отчетный период
(квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период.
Как следует из содержания Вашего письма,
предприятие в 1997 г. являлось плательщиком налога с совокупного дохода.
В соответствии с
Книгой учета доходов и расходов и Порядком отражения в ней хозяйственных
операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности, утвержденными Приказом Министерства
финансов Российской Федерации от 22.02.96 N 18, при заполнении разд.II "Расчет совокупного дохода" по строке
"Валовая выручка" отражается сумма, начисленная на основе данных
графы "Доходы" разд.I, а по строке
"Расходы" - сумма
вычетов.
При этом п.2 названного Порядка
установлено, что в графе 4 "Доходы" разд.I
"Доходы и расходы" отражаются все поступления субъекту выручки,
полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества субъекта малого
предпринимательства, реализованного за отчетный период, и внереализационных
доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества. В связи с этим
поступившая предоплата за товар должна была найти отражение в графе 4.
В соответствии с п.3 Порядка в графе 6
"Расходы" разд.I "Доходы и
расходы" отражаются расходы субъекта, связанные с осуществлением
предпринимательской деятельности, включая расходы, перечисленные в п.2 ст.3
Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства".
При этом приведен перечень расходов,
которые вычитаются из валовой выручки при определении дохода для исчисления
единого налога.
Учитывая изложенное, ООО, применяя в 1997
г. упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, должно было при
расчете совокупного дохода из валовой выручки исключить произведенные расходы,
установленные законодательством, в фактических суммах затрат, не распределяя их
между отгруженной и оплаченной продукцией. Учет этих затрат при определении
прибыли для целей налогообложения в 1998 г. не предусмотрен.
3. Обороты по реализации продукции,
отгруженной в 1997 г. и оплаченной в 1998 г., в случае ведения ООО раздельного
учета реализации продукции, по нашему мнению, налогом на добавленную стоимость
не облагаются.
02.11.98 Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ