Проблемная ситуация: Для стимулирования отечественных
товаропроизводителей к инвестированию собственных средств в развитие
действующего производства прошу рассмотреть возможность внесения в действующее
налоговое законодательство следующих изменений:
- не взимать налог на
прибыль предприятий, полученную от прироста объемов производства в натуральном
выражении и от повышения технического уровня производства (внедрения новой
техники и технологии, научно-технических разработок, изобретений, технического
перевооружения), при условии, что эта прибыль направлена на финансирование
затрат капитального характера только в основное производство;
- не взимать налог на имущество в части
прироста стоимости только основных фондов, введенных для обеспечения прироста
объемов производства и повышения технического уровня производства и продукции,
при условии, что сумма льготы по налогу направлена на финансирование затрат
капитального характера только в основное производство;
- ввести норматив ускоренной амортизации
на вновь введенные основные фонды при условии использования дополнительной
льготы на финансирование затрат капитального характера только в основное
производство.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 ноября 1998 г. N 01-10/04-4011
Министерство финансов Российской
Федерации совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации
рассмотрело предложения ОАО о предоставлении льгот по налогам предприятиям,
осуществляющим модернизацию производства и обеспечивающим увеличение выпуска
промышленной продукции, и сообщает следующее.
В целях стимулирования производства и
снижения налоговой нагрузки на товаропроизводителей Министерством финансов
Российской Федерации направлялись предложения Правительству Российской
Федерации о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на
прибыль предприятий и организаций".
В частности, предложено снизить общую
ставку налога на прибыль предприятий и организаций с 35 до 30 процентов.
Кроме того, в целях
создания дополнительных возможностей для осуществления технического
перевооружения и увеличения производства на основе внедрения новой техники и
технологии предлагалось исключать из налогооблагаемой базы прибыль, полученную
в течение пяти лет с момента приобретения предприятиями сферы материального
производства (кроме торговых и снабженческо-сбытовых организаций) основных
средств, относящихся к их активной части (машин, оборудования и транспортных
средств).
По нашему мнению, предложение ОАО об
освобождении от налогообложения прибыли, полученной от прироста объемов производства
продукции в натуральном выражении, возможно
реализовать только после внесения соответствующих изменений в бухгалтерскую
отчетность предприятий в части отражения в ней данных об объемах прироста
производства продукции и соответствующей доли прибыли. При этом следует иметь в
виду, что реализация этого предложения тесно связана с проблемой искажения
предприятиями отчетных данных об объемах продукции (работ, услуг) с целью
снижения суммы налога на прибыль.
Что касается предложения об освобождении
от налогообложения прибыли от повышения технического уровня производства
(внедрения новой техники и технологии, научно-технических разработок,
изобретений, технического перевооружения), то эта льгота в настоящее время
предоставляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 N
2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Кроме того, в соответствии с действующим
законодательством предприятиям разрешается применять механизм начисления
ускоренной амортизации на основные производственные фонды.
Предложение о предоставлении
дополнительных льгот по налогу на имущество отечественных товаропроизводителей,
по нашему мнению, заслуживает поддержки.
Вместе с тем следует учитывать, что в
соответствии со ст.20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на имущество
предприятий является региональным налогом, полностью поступающим в бюджеты
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Кроме того,
согласно ст.6 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге
на имущество предприятий" конкретные ставки налога на имущество
предприятий, а также дополнительные льготы по налогу устанавливаются
законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также то, что
налог на имущество предприятий в доходах региональных и местных бюджетов
составляет значительные суммы, считаем нецелесообразным принимать на
федеральном уровне решение о предоставлении всем отечественным производителям
без учета их финансового состояния дополнительных льгот по налогу на имущество
предприятий.
Законодательные (представительные) органы
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе
установить дополнительные льготы по налогу отдельным категориям плательщиков, в
том числе и отечественным товаропроизводителям, в соответствии с вышеназванным
Законом.
10.11.98 Министр финансов
Российской Федерации
М.М.ЗАДОРНОВ